Давайте вместе чувствовать, понимать и любить!

Выпуск - №19(516)   :   12.05.2022
14507

Сегодня в социальных сетях, новостных программах мы видим детей серьёзно больных, но имеющих большое желание жить! И в то же самое время другие дети сознательно лишают себя жизни.
 

Почему так происходит? Как этого избежать? Как в наше непростое время научить взрослеющего, но ещё не повзрослевшего ребёнка любить жизнь во всех её проявлениях? Тема сложная, но, к сожалению, сегодня для нас особенно актуальная, и всплывает она обычно после свершившегося подросткового суицида, но шумиха постепенно затихает, а проблема остаётся.

Где истоки, корни проблемы? По-моему, прежде всего в нас, взрослых. Часто мы сами не замечаем, как сетуем на жизнь, выражаем недовольство окружающими, не оправдываем чьих-то ожиданий, разочаровываемся в людях. А как быть подростку, который так хочет быть счастливым, но не находит уверенности во взрослом, который находится рядом?! У ребёнка, которому постоянно говорят о том, что он ведёт себя неправильно, не так как положено, вырабатывается неприязнь к самому себе, а это серьёзная преграда на пути к успешному развитию. И очень важно научиться говорить с подростком именно о поступках и тех чувствах, которые побуждают к действию, признавая его право на гнев, страх и обиду.

Семья, коллектив, в котором находится подросток, способны сформировать у него адекватную самооценку. Если самооценка занижена – это ограничивает возможность человека любить самого себя, а если завышена, то есть ребёнок ложно чувствует свою исключительность, первая же неудача имеет возможность серьёзно его сломить и принести огромное количество разочарования.

Ребята часто жалуются, что дома или в учебном заведении их называют «глупыми», «тупыми» (и это самые мягкие эпитеты). Для взрослых это обозначает, что подросток не соответствует определённому эталону. Ну почему мы зачастую не даём ему права на ошибку? Все люди ошибаются и важно научиться самим и научить наших детей правильно реагировать на промахи. При каждой новой неудаче рассказывать и показывать, что выход есть! И всегда можно найти способ исправить ситуацию. А главное, какой бы страшной ни была ситуация, она не стоит человеческой жизни и не может лишить подростка любви его близких.

Совершенно необходимо научить подростка обращать внимание не только на свои ошибки и промахи, но и на то, что у него получилось, пусть даже на первый взгляд это кажется незначительным. Учить его брать на себя ответственность за то, что происходит: и за неудачные действия, и за успехи. Не беда, если что-то не получается, наша задача увидеть даже самые маленькие проблески успеха и акцентировать на них внимание, собирать доказательства побед и не стеснятся выставлять их на всеобщее обозрение.

Думаю, для нас, педагогов никогда не стоит игнорировать ситуации, когда нам кажется, что с нашим подопечным что-то не так. Это не значит, что надо приставать с расспросами и любыми способами пытаться выяснить, что же случилось. Нет, такой подход может только обострить ситуацию. Скорее всего, нужно учиться быть просто рядом, когда ему трудно и не по себе, давать ему ощущение того, что вы здесь, в зоне досягаемости, что у него есть поддержка в любой ситуации, даже если он сейчас не готов и не хочет с вами о чём-то разговаривать. И ни в коем случае не надо списывать непонятное и нестандартное поведение на «подростковый кризис», даже если такое настроение связано с переходным возрастом. Чувство, что ему есть на кого рассчитывать и опереться в любой ситуации, подростку жизненно необходимо!

Причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причём взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло подростка на подобный шаг: причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто-напросто не обратил бы на неё особого внимания. Для подростка же она глобальна.

Считаю, что проблемой нашего общества является безразличие. Можно ли научить ценить свою жизнь, если чужая кажется абсолютно неважной? А вот участие одного человека в судьбе другого может кардинально изменить ситуацию и предотвратить беду. Многое в процессе воспитания зависит не столько от нашего опыта и знаний, но и от умения чувствовать и догадываться.

Это мои рассуждения о проблеме, которыми я поделилась со своими коллегами, со всеми, кто заботится о судьбе подрастающего поколения. Давайте вместе чувствовать, понимать и любить! Для любви человек рождается, и она побеждает всё. Любовь у человека есть всегда, пока он жив.  

Дина ЖАНАРСТАНОВА,
директор Костанайского колледжа сферы обслуживания

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".