Дополнительное образование в жизни детей

Выпуск - №24(572)   :   23.06.2023
6565

Думая о завтрашнем дне, первое, что мы ставим в приоритет, – успех наших детей, их умения, таланты и навыки, которые помогут им жить позитивно и в достатке. Для того чтобы всё так и сложилось, нужно с детства приучать ребёнка к труду и самостоятельности, к умению находить интересные и перспективные направления деятельности, а для этого следует быть искренне заинтересованными в том, что нравится вашему ребёнку, как говорится, быть в тренде. 

Один из самых эффективных помощников в данном вопросе – дополнительное образование. На сегодняшний день выбор настолько велик, что родители разрываются между приоритетами, а на самом деле ответ прост: ребёнок должен выбрать сам.

Дополнительное образование для ребёнка – это возможность реализовывать себя, воспитывать в себе внутреннюю ответственность и упорство, но самое главное – это возможность заниматься любимым делом и достигать определённых успехов. Как сделать этот процесс правильным, учитывая, что выбор должен оставаться за ребёнком, на что нужно обращать внимание и какие детали надо учитывать? Об этом сегодня говорим с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Еленой ПЕТРЕНКО.

- Елена Александровна, какие сейчас кружки действуют в Костанайской области и сколько детей занято дополнительным образованием?
- На сегодняшний день у нас 45 организаций дополнительного образования,  где действуют 436 кружков с охватом 33 % общего контингента учащихся. Это детские музыкальные, художественные, хореографические школы, дома, дворцы и центры детского творчества, школы искусств, школа технического творчества, научно-практические центры, детские воспитательные комплексы. Работа ведётся по таким направлениям, как декоративно-прикладное творчество, военно-патриотическое воспитание и туристско-краеведческая деятельность, художественно-эстетическое воспитание,  эколого-натуралистическое движение,  техническое мастерство. Ежеквартальный анализ кружковой деятельности показывает, что особой популярностью у детей младшего и среднего школьного возраста, выбравших для себя декоративно-прикладное творчество, спросом пользуются разлинчные виды рукоделия: вязание, бисероплетение, аппликация, мягкая игрушка, соломка. Дети постарше выбирают кружки с высокой социальной значимостью, где предполагается работа с большой аудиторией, рассчитанная на охват общественности. Это дебатные кружки, студии детской журналистики и телевидения, создание буктрейлеров, разработка вайнов и развитие блогерства, танцевальные и вокальные коллективы. Также сейчас набирают популярность керамические студии, кабинеты гидропоники и робототехники.

- С какого возраста можно давать ребёнку дополнительную нагрузку в виде кружков и секций?
- Дополнительную нагрузку ребёнку не надо давать ни с какого возраста. Предложить кружки и секции вы можете. А дальше ребёнок решит, нравится ему это или не нравится. Редко бывает так, что ребёнку совсем ничего не хочется, интерес испытать новые ощущения точно будет. Но если вы столкнулись с такой проблемой, то стоит поискать пути решения, например, поговорить о плюсах определённой деятельности, запросить дополнительный материал в интернете или показать на собственном примере. Но, имейте в виду, что до 12 лет ребёнок может бросать кружки и секции. Детские психологи считают, что устойчивый интерес проявляется только после 12 лет. Так что будьте готовы к тому, что потратите деньги и время, а ребёнок походит-походит и оставит занятия. Ругаться на него из-за этого не нужно. Его выбор – его жизнь. Через год или два, возможно, ребёнок сам, без вашего участия, вернётся в эту секцию или кружок.

- Сколько раз в неделю нужно заниматься в кружках? 
- Дети все разные, и многое зависит от возрастных категорий. Более того, огромную роль играет то, сколько времени ученик тратит на выполнение домашнего задания. По рекомендациям министерства просвещения, в начальной школе на выполнение домашнего задания нужно тратить от 15 до 40 минут, а в средней школе – час-полтора. В реальной ситуации ученик может тратить до трёх часов на подготовку, а ученик старших классов и все пять часов. Поэтому, когда вы даёте сыну или дочке какую-то нагрузку, учитывайте объём школьных заданий. В идеале кружки и секции не должны быть ежедневно и, конечно, не больше одного занятия в день. В последнее время в моду вошла многомерность занятий ребёнка, то есть, когда дети ходят сразу в несколько секций, потому что родители настаивают на всестороннем развитии ребёнка. Это неправильно, так как формирующемуся организму необходим полноценный моральный и физический отдых, а при такой загрузке это тяжело сделать. И сам подход тоже некорректен, так как вы отходите от правила «ребёнок должен выбрать сам» и выбираете путь принятия решений за него. Если школьник действительно захочет совмещать сразу несколько занятий, он скажет об этом уже в подростковом возрасте и осознанно выберет свой путь, но с помощью навязывания ничего хорошего не выйдет.

- А как понять, что ребёнок переутомился?
- Это важный момент. Понаблюдайте за ним! Он может постоянно прикладываться или хотеть спать, стать капризным, нервным, гиперэмоциональным, плаксивым. Есть очень простые приёмы, которые эффективно работают, если родители будут применять их регулярно. Прежде всего, надо наладить режим сна ребёнка. Отслеживайте время, когда ребёнок отправляется в постель. Даже в выходные дни не позволяйте ему засиживаться допоздна, поскольку такая поблажка может сместить весь график сна. Поощряйте ежедневные прогулки на свежем воздухе. Не запрещайте ребёнку встречаться на площадке с друзьями после школы из-за необходимости делать уроки, ведь при плохом самочувствии он всё равно не сможет хорошо учиться.
Уменьшите время пребывания ребёнка у компьютера и телевизора. Постоянное зрительное напряжение вкупе с беспрерывным потоком информации не дают нормально отдохнуть, хотя сам ребёнок уверен, что компьютерные игры – это способ расслабиться. Не заставляйте свое чадо подолгу заниматься одним и тем же делом без перерыва. После 45 минут выполнения домашнего задания необходим хотя бы 15-минутный перерыв. Правильная организация труда и отдыха, уменьшение нагрузок, положительные эмоции и приятные впечатления окажут положительное влияние на детскую нервную систему.

- Как привить подростку интерес к спорту, если он все время сидит за компьютером?
- Родители несут за детей ответственность до их совершеннолетия в любом случае. Да, у ребёнка должно быть два часа ничегонеделания для себя любимого каждый день. Но ничегонеделание – это не гаджеты и даже не телевизор. Это когда он сам ищет, чем ему заняться. Может книжку почитать, может в Лего поиграть, может на улице погулять... Разрешать просмотр, например, видеороликов в интернете стоит позволять в общей сложности полтора часа в будни и не более четырёх часов в выходные. Заинтересовать можно личным примером. Начните заниматься спортом вместе с ребёнком, а не ждите его два часа в раздевалке, пока закончится занятие. Однажды на лекции в Лондоне мужчина задал такой забавный вопрос: «Мой сын стал плохо учиться, а у меня есть личный самолёт, и теперь я думаю, брать его с собой или пусть летит со всеми на рейсовом?» Так вот, дети должны жить образом жизни своих родителей, пользоваться тем, что принадлежит семье.

- Ребёнок бросает секцию из-за того, что не получается. Уговаривать?
- Не надо ни уговаривать, ни убеждать. Не получается скорее всего потому что занятие не то. Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает. В пример возьмём велосипед, ведь тоже долго не получается, а кататься хочется. Так сквозь ошибки и неудачи ребёнок добивается первых высот, и нет никакой речи о том, чтобы выбросить этот велосипед. Так и в дополнительном образовании, возможно, это сигнал для вас родителей, что ребёнок хочет и может реализовать себя в другом виде деятельности. Поэтому переживать не стоит совсем. Но если вы считаете, что у ребёнка перфекционистская проблема и он бросает любые занятия, если не получается сразу, надо идти к детскому психологу.

- А поощрять успехи надо?
- Смотря, что считать успехом. Прекрасно, когда родители вовлечены в дело, которым занимается их ребёнок, а тот вовлечён в дело, которым занимаются его родители. Это улучшает взаимную коммуникацию и понимание. Это укрепляет веру ребёнка в себя и создаёт у него ощущение, что он находится в семье, которая его всегда поддержит, которой он важен. Самое главное – не относиться к детям как к подопытным, чтобы воплощать в них свои несбывшиеся мечты. Так делать нельзя. Всегда надо помнить, что речь идет о любимых людях, и только в силах родителей сделать детство по-настоящему весёлым, продуктивным и незабываемым.

Психологические советы

Перед тем, как записать ребёнка в какой-то кружок или секцию, обратите внимание на тип его интеллекта и посоветуйте сделать более осознанный выбор.
Лингвистический интеллект: способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (журналист, писатель, поэт).
Музыкальный интеллект: способность исполнять, сочинять музыку (композитор, певец).
Пространственный интеллект: способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, техник-изобретатель).
Телесно-кинестезический интеллект: способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
Личностный интеллект: представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (дебатёр, актёр, участник научных исследований).
Интроличностный и интерличностный интеллект: способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть поведения в разных ситуациях (активист школьных самоуправлений, журналист, блогер, вайнер).
Логико-математический интеллект: способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путём манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (участник интеллектуальных игр, исследователь, шахматист).

Ксения МАЛИКОВА

Как школе поможет медиация?
Гульнара АЗГУШКАРОВА: «В медиации нет проигравших, так как достигнутые договорённости всегда учитывают интересы спорящих»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.