Фокус на результат

Выпуск - №23(318)   :   15.06.2018
165

Квинтэссенция обновления, как пятая стихия, невидимыми нитями пронизывает всю современную структуру образования.

Раскрывая такую проблему, как обновление системы образования, необходимо отметить, что образование, как и любая другая сфера деятельности человека, постоянно нуждается в реформировании и изменениях, лаконичном и последовательном использовании всего успешного и эффективного при внедрении нового. Однако при взятии на вооружение каких бы то ни было новых технологий или методов необходимо тщательно вглядываться в собственный исторический опыт. 

Говоря о школьных реалиях, нельзя не затронуть культуру совместной работы. Принципы наставничества через обучение, взаимную критику, поддержку, обобщение опыта и т. п. – всё это использовалось и используется педагогами многих школ. А такие явления, как изоляция, отсутствие поддержки со стороны коллег и администрации, являются результатом негативного опыта непринятия нового. Но всё-таки факт остается фактом, и как-то незаметно для нас такие вещи, как отсутствие возможностей поддержки и обсуждения тех или иных проблем, стали для многих педагогов традицией, которая устраивает. Ведь в изолированной среде проще скрывать неэффективность, постоянно находя оправдания собственной некомпетентности. 

Так или иначе, модернизация в направлении смены стилей общения педагогов носит локальный характер и напрямую зависит от желания и стремления педагогов того или иного заведения измениться в нужном направлении. Играют немаловажную роль, в первую очередь, самоанализ и ревизия технологий.

Профессиональное самообразование и саморазвитие является сильнейшим фактором, влияющим на рост педагогов в направлении исследования и освоения новых технологий и методов. Избавление от страха ошибки начинается с вопроса «Как?», нацеленного на поиск решения, а не с вопроса «Зачем?», направленного на поиск оправданий. Наличие чётких стандартов позволит более эффективно внедрять языки как ресурс обучения. 

Отход от ВОУД и ЕНТ в среднем образовании коренным образом меняет ситуацию, так как использование данного подхода не позволяет проводить обучение по-новому. Эти формы оценивания уводят практика в тупиковое направление заучивания и потерю времени. Ни один теоретик не сравнится с педагогом-практиком по величине вклада в копилку «Global Skills». Глобальные навыки межличностного общения, способность к обучению и глубокие профессиональные познания – всё это нуждается в ресурсе времени на оттачивание навыков и применение их на практике через реализацию таких принципов, как фокус на результат, цельное и полезное содержание, интеграция теории и практики, критическое мышление, лидерство, возможность профессионального роста и др. Всё то, на что направлено обновление современного образования.

Использование трёх языков, бесспорно, можно считать правильным шагом на пути обновления. Но вслед за этим шагом должны следовать другие немаловажные шаги: пересмотр основного стандарта образования, программного материала с учётом международных практик. Необходимо учитывать важнейший аспект функциональных знаний, которые очень основательно закладывались в школах бывшего Союза, достоинства образовательной системы которого признаны экспертами различных стран. Нельзя отодвигать естественные науки на второй план, переводя их на уровень познаний домохозяйки. Делегирование полномочий филологам в помощь естественникам в изучении химии, физики, биологии на английском языке должно дополниться увеличением количества часов, отведённых на данный предмет, как минимум в два, а то и в три раза.

Успешное использование учителем (CLIL-teacher) на занятиях основных принципов инновационного метода преподавания, таких как using methods of active learning, using visuals, using authentic materials and providing language support to students, очень сильно зависит от затраченного времени. Дайте учителю больше времени, и он добьётся результата. Основывая цели на критериях Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time-limited, результатом станет вовлечение не только учеников, но и родителей в успешный процесс обучения в школе. И чем чаще учитель-предметник, использующий языки как ресурс в обучении, будет встречаться и доносить это, тем быстрее мы сможем наблюдать позитивные изменения в обновлении образования.

Несомненно, выбранный путь обновления, в котором четко прослеживаются методики и опыт разных стран, интересен и должен всколыхнуть застоявшуюся систему образования. Главное, в стремлении использовать что-то новое, не известное до этого, не забывать о нерушимых истинах. Как говорится, «не надевать штаны через голову». Реформировать в первую очередь стандарт образования, число обязательных дисциплин, объёмы учебных программ, распределение часов учебной нагрузки на предметы с учётом новой специфики работы. Поскольку предлагаемые нововведения плохо стыкуются с реальными событиями в большинстве школ, с требованиями и видами оценивания, которые очень далеки от международных сравнительных исследований функциональной грамотности (PISA), данный аспект негативно влияет на обновление образования, в некоторых ситуациях ставя молодых специалистов перед выбором ухода из профессии, что крайне недопустимо на фоне кадрового голода. Нужно учесть международный опыт в направлении оплаты труда учителей. Нужно обозначить евразийский уровень учителя, переняв всё положительное и избавившись от неэффективного из мирового опыта. Такой подход в течение нескольких лет покажет свои плоды. 

Дмитрий ПАВЛЕНКО,
учитель химии 
Буревестненской СШ, 
Наурзумский район

Как школе поможет медиация?
Гульнара АЗГУШКАРОВА: «В медиации нет проигравших, так как достигнутые договорённости всегда учитывают интересы спорящих»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.