Наша молодёжь проявляет большой интерес к проблемам строительства своей жизни. Где бы я ни читал лекции, в гимназии, колледже или в вузе, везде мне задавали вопросы о том, как научиться правильно жить. Мне не всегда удавалось обстоятельно ответить на эти вопросы, и поэтому я решил хоть как-то восполнить этот пробел.
Одна из ошибок современной цивилизации состоит в том, что мы совершенствуем в основном технику, чтобы получить власть над природой и друг над другом, вместо того, чтобы совершенствовать самого себя, чтобы обрести гармонию с природой и с окружающими людьми. Выход из этой сложной ситуации есть: человек, как и в целом человечество, должны восстановить утраченную нравственность и обрести веру, надежду и любовь. Главное для человека – это сотворить, создать самого себя, свою душу.
Природа человека такова, что он не может жить без удовольствий, которые сопровождаются образованием в его организме серотонина и эндорфинов (их еще называют гормонами радости или счастья). Так что человек, по сути дела, всю свою жизнь проводит в поиске удовольствий, пристрастия и смысл которых зависят от его уровня развития, физического, умственного, эмоционального и духовного.
Человек незрелый, с маргинальной психикой удовольствуется курением, алкоголем, наркотиками, так как на другие удовольствия он, по тем или иным причинам, не способен. Такой стиль поведения очень скоро разрушает человеческую личность.
Средний по развитию человек находит призрачные радости в основном в еде, одежде, сексе, автомобилях, почестях, чинах, карьере и привилегиях. Нельзя их отрицать, но и нельзя их считать главными, так как все они являются только инструментом, но не целью жизни.
Зрелый человек наслаждается в процессе творчества (садовод, хлебороб, краснодеревщик, художник, поэт, писатель, учёный и т.п.). Воспитать зрелого человека – это тоже творчество. Творчество – одно из высших наслаждений человека. И поэтому Антон Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют». Творчество даёт возможность пережить чувства и эмоции, недостижимые никаким иным путем. «То, что я делаю, – говорил выдающийся физик Ландау, – я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая».
Философ древности Аристотель считал, что есть два вида творчества: первое направлено на окружающий мир и второе, когда материалом служит материя души. Не умаляя значение искусства, литературы, науки и техники, следует отметить, что «высшим пилотажем» в творчестве следует признать работу над своей душой, чтобы сделать её умной, светлой, доброй, миролюбивой и одухотворенной. Мудрый человек удовольствуется в основном работой над самим собой, над своей душой, постигая вселенскую любовь и вершины духовности.
Наслаждаться не разрушающим суррогатом, а истинными ценностями – вот к чему хочется призвать молодёжь. У каждого человека есть невероятная способность к созиданию, нужно ее только разбудить. Творчество для человека нравственного, духовного – это способ бытия. Творить вокруг себя ауру добра – это тоже творчество.
Владимир ГЕРШУН,
профессор
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.