Главное в жизни – это сотворить себя

Выпуск - №40(335)   :   13.10.2018
156

Наша молодёжь проявляет большой интерес к проблемам строительства своей жизни. Где бы я ни читал лекции, в гимназии, колледже или в вузе, везде мне задавали вопросы о том, как научиться правильно жить. Мне не всегда удавалось обстоятельно ответить на эти вопросы, и поэтому я решил хоть как-то восполнить этот пробел.

Одна из ошибок современной цивилизации состоит в том, что мы совершенствуем в основном технику, чтобы получить власть над природой и друг над другом, вместо того, чтобы совершенствовать самого себя, чтобы обрести гармонию с природой и с окружающими людьми. Выход из этой сложной ситуации есть: человек, как и в целом человечество, должны восстановить утраченную нравственность и обрести веру, надежду и любовь. Главное для человека – это сотворить, создать самого себя, свою душу.

Природа человека такова, что он не может жить без удовольствий, которые сопровождаются образованием в его организме серотонина и эндорфинов (их еще называют гормонами радости или счастья). Так что человек, по сути дела, всю свою жизнь проводит в поиске удовольствий, пристрастия и смысл которых зависят от его уровня развития, физического, умственного, эмоционального и духовного.

Человек незрелый, с маргинальной психикой удовольствуется курением, алкоголем, наркотиками, так как на другие удовольствия он, по тем или иным причинам, не способен. Такой стиль поведения очень скоро разрушает человеческую личность.

Средний по развитию человек находит призрачные радости в основном в еде, одежде, сексе, автомобилях, почестях, чинах, карьере и привилегиях. Нельзя их отрицать, но и нельзя их считать главными, так как все они являются только инструментом, но не целью жизни.

Зрелый человек наслаждается в процессе творчества (садовод, хлебороб, краснодеревщик, художник, поэт, писатель, учёный и т.п.). Воспитать зрелого человека – это тоже творчество. Творчество – одно из высших наслаждений человека. И поэтому Антон Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют». Творчество даёт возможность пережить чувства и эмоции, недостижимые никаким иным путем. «То, что я делаю, – говорил выдающийся физик Ландау, – я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая».

Философ древности Аристотель считал, что есть два вида творчества: первое направлено на окружающий мир и второе, когда материалом служит материя души. Не умаляя значение искусства, литературы, науки и техники, следует отметить, что «высшим пилотажем» в творчестве следует признать работу над своей душой, чтобы сделать её умной, светлой, доброй, миролюбивой и одухотворенной. Мудрый человек удовольствуется в основном работой над самим собой, над своей душой, постигая вселенскую любовь и вершины духовности.

Наслаждаться не разрушающим суррогатом, а истинными ценностями – вот к чему хочется призвать молодёжь. У каждого человека есть невероятная способность к созиданию, нужно ее только разбудить. Творчество для человека нравственного, духовного – это способ бытия. Творить вокруг себя ауру добра – это тоже творчество. 

Владимир ГЕРШУН,
профессор 

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.