Развитие образования происходит не в департаментах и управлениях. Оно возникает между воспитанниками и педагогами в реальных детских садах, в рамках реального занятия или реальной игры.
Профессионализм педагогического коллектива – узловая зона ответственности и ключевой ресурс развития образования. Мы порой сомневаемся на предмет того, где и с кем работаем. В производственном конвейерном цехе с шестерёнками и механизмами или в живой среде с живыми людьми? Если вы реальный воспитатель, то вы – система для ваших детей. Если вы методист дошкольной организации, то вы – система для педагогов. Если вы руководитель, то вы – система для коллектива.
В этих условиях любой человек (воспитанник, педагог, родитель, представитель администрации), если он реально вовлечен в систему образования, может стать частью изменений. Вопрос, каких? Очевидно, что ретушировать старое в новых условиях – бессмысленно. Это уже не работает. На самом деле нам нужно убрать всё лишнее, дополнить недостающее, использовать новое, то есть продолжить трансформировать нашу систему. Мы стараемся идти именно этим путём. Где-то быстрее, в чём-то медленнее, порой ошибаясь, при этом не изменяя своим целям и обязательствам.
Новые задачи потребовали применения современных инструментов, некоторые из них нам пришлось достать «из хорошо забытого старого», некоторые совместно выработать «с нуля». Одним из таких инструментов является стартап, технологию которого наш педагогический коллектив представил в рамках городской школы педагога-инноватора.
По сути, образовательный стартап – это проект, разработанный педагогами, любящими своё дело. Образовательные стартапы предлагают приобретать знания легко. Они построены так, чтобы процесс образования был максимально интересен. Это позволяет удержать внимание детской и взрослой аудитории. Проще говоря, стартап – это мини-проект, цель которого быстрое развитие события и получение оригинального результата или продукта.
Как и с любым другим, работа над стартап-проектом включает основные этапы, на каждом из которых группа педагогов или воспитанников совместно решает поставленную перед ними задачу. На этапе постановки проблемы члены творческой группы определяют, как её можно решить. Затем проводится анализ потребностей. В рамках третьего этапа члены рабочей группы занимаются поиском новых педагогических технологий. Затем следует самое интересное – генерация идей! На пятом этапе участники рабочей группы используют визуальные средства коммуникации: схемы, иллюстрации, таблицы, буклеты, плакаты. С их помощью они знакомят коллег с идеей своего стартапа, убеждают их в его актуальности и привлекают дополнительные ресурсы. А шестой этап – продвижение. Выбираются разные пути для распространения информации о данном проекте.
На очной сессии городской школы педагога-инноватора мы могли бы говорить об онлайн-платформах и стартапах в сфере программирования, но мы недостаточно в этом компетентны. И, да, признаём это! Педагоги нашего детского сада презентовали педагогические стартапы, которые по силам и педагогам-стажистам, и молодым специалистам. Присутствующие на очной сессии педагоги дошкольного пространства Лисаковска смогли познакомиться с основными понятиями стартапа через музыкальное представление-мюзикл, проработать в подгруппах креативные идеи по предложенным темам.
В калейдоскоп представленных стартапов вошли такие мини-проекты, как «Запуск речи у неговорящих детей» (учитель-логопед С.Аксёнова), «Центр здоровья «Цигун» для воспитанников с ООП (О.Близнюк), «Робот-сверстник» (И.Зимина), «Адвент-календарь как инновационная игра» (Е.Марусич), «Игровой планшет» (Е.Морозан), «Карточки Сегена и бизиборды как инструмент для мониторинга» (С.Сыпало) и «Мусор планете не к лицу» (Ю.Шевчук). Возможно, в будущих выпусках нашей любимой газеты вы познакомитесь с ними более подробно.
Многое сделано, но предстоит сделать в разы больше, потому что не идти вперёд, значит, откатиться назад.
Елена БРИТВИНА,
методист я/с «Улыбка», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.