Инновационный характер психологической поддержки

Выпуск - №45 (542)   :   23.11.2022
11353

На протяжении четырёх лет в Костанайской области работает первый в Казахстане Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования. И вот завершается 2022 год. За этот год центр внедрил новые интересные проекты, о которых я хочу рассказать.

За время, прошедшее с момента основания Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, было проведено свыше 200 семинаров по профилактике буллинга, кибербуллинга, аутодеструктивного и суицидального поведения, создано свыше 10 тысяч профилактических наглядных материалов, выпущены десятки авторских социальных роликов, приняты тысячи звонков на телефон доверия. Создание комфортных условия для счастливого детства, поддержка и развитие творческих, интеллектуальных навыков, вовлечение в активную социальную жизнь – это те приоритетные задачи в области педагогики и психологии, которые позволяют растить достойных, конкурентоспособных граждан страны. Особенно ярко отражение работы в данном направлении костанайцы видели в этом году, ознаменованным Годом детей.
Работа психологической направленности в регионе ведётся для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей и педагогов. В этом году было осуществлено более 140 методических выездов во все регионы области. Важным шагом в направлении развития психологической поддержки несовершеннолетних является внедрение новых технологий, приёмов и инструментов, которыми уже могут владеть не просто специалисты в области психологии, но и обычные учителя, родители и сами школьники. Вариаций проблем психологического характера в подростковом возрасте множество, поэтому сегодня важно чтобы внутренние ресурсы умели распределять у себя и окружающих даже дети. Исходя из этого, новые проекты рассчитаны на максимальных охват участников образовательного пространства. Именно об их развитии в нашей области я хотела бы рассказать подробнее. 
 
Увидел, убедил, перенаправил
В феврале этого года 11 психологов из числа специалистов нашего центра, стали участниками международного проекта «Community power», который направлен на то, чтобы выработать новые механизмы профилактики аутодеструкции в молодёжной среде по новой технологии QPR. Его суть заключается в трёх простых шагах «увидеть, убедить, перенаправить», освоив и выполнив которые, каждый человек может научиться спасать жизни от самоубийств. Каждый из шагов подробно разбирался на практических примерах для возможности применения в различных обстоятельствах, особенно при работе с детьми и подростками.
Реализация проекта стала возможна благодаря алматинским партнёрам – общественному объединению, фонду «Just Support» (директор Светлана Богатырёва) и американскому Посольству в Казахстане. Данный проект многоуровневый, и для того чтобы его реализация в Костанайской области стала возможной, я прошла специальное обучение у американского тренера, получила сертификат и право обучать костанайских психологов. 
На протяжении всего обучения психологи отрабатывали именно практические навыки: это выявление риска, предупреждающие факторы, триггеры и факторы защиты. Большое внимание было уделено формам и методам привития эмпатии, причём обучаемые наглядно, с помощью видеоконтента и объяснений тренера рассматривали, в чём состоит разница между сопереживанием и эмпатией, мнимой заинтересованностью и помощью. Ознакомились с методами когнитивно-бихевиоральной терапии (КБК), также слушатели имели возможность активизировать собственный опыт с учётом приобретения новых знаний и навыков.
Важно, что уже сегодня обученные специалисты передают навыки не просто коллегам, но и другим специалистам образования: классным руководителям, кураторам, предметникам, представителям родительской общественности. Ведь основами эмпатии, сопереживания и поддержки наших детей, в будущем должны владеть все участники образовательного процесса.

Секрет успеха – в управлении эмоциями
В настоящее время педагогам как никогда важно уметь строить гармоничные отношения в коллективе, уметь формировать навыки преодоления тревожных состояний у учащихся и вырабатывать техники повышения стрессоустойчивости при эмоциональном выгорании у педагогов. Это лишь малая часть того, на что направлено новое обучение центра под названием «Эмоциональный интеллект педагога. Эмоциональная интеллектуальная среда для гармоничного развития детей». 
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге это приведёт к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Цель данного проекта: научиться строить гармоничные отношения среди педагогов, формировать навыки преодоления тревожных состояний у учащихся, вырабатывать техники повышения стрессоустойчивости. Прежде чем начать внедрять технологию в учебный процесс, специалисты РЦППиДО и сетевые координаторы прошли недельное обучение у тренера по эмоциональному интеллекту из Астаны.
На первом этапе нами было обучено 440 педагогов – психологов (школ и ТиПО), сейчас работа продолжается, и на втором этапе проект должен охватить всех педагогов области, третий этап будет направлен на обучение детей и родителей.

Работа с родительской общественностью и учащимися
В начале года Региональный центр инициировал проведение единого областного классного собрания «Как прекрасен этот мир, посмотри!» для родителей и учащихся 5-11 классов школ и обучающихся 1-2 курсов организаций технического и профессионального образования Костанайской области. Важно, что собрания прошли в каждом классе по области, ведь формат общешкольного собрания не может охватить всех родителей.
Также был разработан новый проект «Үндестік», направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования. Проект адресован для реализации организациям образования (школы/ТиПО) Костанайской области с 16 августа 2021 г. Таким образом, он –воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнёрства с семьёй.
Также большой акцент сделан на работу с родительской общественностью через реализацию проекта «Семейный клуб», который четыре года как в действии и отмечен положительными результатами. Мы считаем, что он очень востребован и необходим сегодняшним семьям. Этот вид работы даёт возможность детям, родителям и педагогам получить квалифицированную психологическую помощь специалистов, задавать нужные друг другу вопросы, проводить время вместе, укрепляя детско-родительские отношения в семьях. Апробировали мы его на Костанайском сельскохозяйственном колледже, после чего поняли – внедрять нужно везде и на системной основе. И результат не заставил долго ждать: нам стали звонить и даже приезжать родители из дальних районов и отмечать, что отношения в семье, с детьми стали налаживаться, появились новые способы взаимопонимания. 
Интересный проект был запущен в марте этого года по программе социально-эмоционального обучения подростков раннего возраста с использованием комикса «Необыкновенная Майя и её друзья» в организациях среднего образования Костанайской области. С помощью этого проекта наши психологи формируют стрессоустойчивость, эмоциональную стабильность, жизнестойкость у обучающихся, создают благоприятную среду среди несовершеннолетних. Изложенные в виде повествования, комиксы – это сценарии и ситуации из реальной жизни, с которыми дети могут столкнуться в повседневности, что делает их содержание актуальным. В работе психолога комиксы – эффективный инструмент для социального и эмоционального обучения. Специалисты центра проводят консультативную работу и обеспечивают методическое сопровождение данного проекта на местах.

Школа начинающего психолога и сетевые координаторы
С августа 2021 года в нашей области по инициативе центра стартовал новый проект «Сетевые координаторы РЦППиДО» и продолжается в этом году. Мы разработали данный проект с целью повышения качества работы психологических служб в организациях образования Костанайской области для своевременной методической поддержки педагогов-психологов области, усиления работы по профилактике суицида, бытового насилия, буллинга и кибербуллинга среди несовершеннолетних.
Сетевые координаторы центра на местах помогают реализовать единую систему работы психологических служб школ, транслируют опыт в районы и города области. Данный проект позволяет снизить риск аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.
Еще раньше, в январе 2021 года, нами был реализован областной обучающий проект «Школа начинающего педагога-психолога» для специалистов образовательных учреждений с опытом работы от 0 до 2 лет. 2022 год показал его востребованность и эффективность, так как участники сумели повысить свои профессиональные компетенции в профилактике суицидального поведения, буллинга, кибербуллинга. Из 100 начинающих педагогов-психологов области в проекте приняли участие 15 молодых психологов города Костаная, остальные психологи – из районов области. 
Сейчас по всей области в очном формате проходят семинары на тему «Психологическая помощь при острых стрессовых расстройствах, посттравматических стрессовых расстройствах и кризисных состояниях. Профилактика аутодеструктивного поведения. Комплексный подход», состоящий их трёх модулей. На данном этапе завершился первый модуль.
Работа в области психологической поддержки несовершеннолетних с каждым годом приобретает всё более многогранный и инновационный характер. Подводя итоги и анализируя новый опыт, хочется отметить, что новые подходы в работе развивают человека, наши педагоги и учащиеся – яркое тому подтверждение, ведь сегодняшние цифры – это результат совместной и плодотворной работы.

Психология в цифрах

Международный проект «Community Power»: проведено 935 занятий. Общий охват 24747 человек: 440 – педагоги-психологи, 477 – заместители директора по воспитательной работе, 418 – социальные педагоги, 6788 – классные руководители и кураторы, 16624 – родительская общественность.

Проект «Семейный клуб»: создан в 2019 году и обучено 440 психологов. За четыре года создано 352 клуба. Охвачено 104268 человек из числа родительской общественности.

Проект «Необыкновенная Майя и её друзья»: обучено 439 педагогов-психологов школ области, охват учащихся составил 35346 детей.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор РЦППиДО

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.