Инновационный характер психологической поддержки

Выпуск - №45 (542)   :   23.11.2022
11576

На протяжении четырёх лет в Костанайской области работает первый в Казахстане Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования. И вот завершается 2022 год. За этот год центр внедрил новые интересные проекты, о которых я хочу рассказать.

За время, прошедшее с момента основания Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, было проведено свыше 200 семинаров по профилактике буллинга, кибербуллинга, аутодеструктивного и суицидального поведения, создано свыше 10 тысяч профилактических наглядных материалов, выпущены десятки авторских социальных роликов, приняты тысячи звонков на телефон доверия. Создание комфортных условия для счастливого детства, поддержка и развитие творческих, интеллектуальных навыков, вовлечение в активную социальную жизнь – это те приоритетные задачи в области педагогики и психологии, которые позволяют растить достойных, конкурентоспособных граждан страны. Особенно ярко отражение работы в данном направлении костанайцы видели в этом году, ознаменованным Годом детей.
Работа психологической направленности в регионе ведётся для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей и педагогов. В этом году было осуществлено более 140 методических выездов во все регионы области. Важным шагом в направлении развития психологической поддержки несовершеннолетних является внедрение новых технологий, приёмов и инструментов, которыми уже могут владеть не просто специалисты в области психологии, но и обычные учителя, родители и сами школьники. Вариаций проблем психологического характера в подростковом возрасте множество, поэтому сегодня важно чтобы внутренние ресурсы умели распределять у себя и окружающих даже дети. Исходя из этого, новые проекты рассчитаны на максимальных охват участников образовательного пространства. Именно об их развитии в нашей области я хотела бы рассказать подробнее. 
 
Увидел, убедил, перенаправил
В феврале этого года 11 психологов из числа специалистов нашего центра, стали участниками международного проекта «Community power», который направлен на то, чтобы выработать новые механизмы профилактики аутодеструкции в молодёжной среде по новой технологии QPR. Его суть заключается в трёх простых шагах «увидеть, убедить, перенаправить», освоив и выполнив которые, каждый человек может научиться спасать жизни от самоубийств. Каждый из шагов подробно разбирался на практических примерах для возможности применения в различных обстоятельствах, особенно при работе с детьми и подростками.
Реализация проекта стала возможна благодаря алматинским партнёрам – общественному объединению, фонду «Just Support» (директор Светлана Богатырёва) и американскому Посольству в Казахстане. Данный проект многоуровневый, и для того чтобы его реализация в Костанайской области стала возможной, я прошла специальное обучение у американского тренера, получила сертификат и право обучать костанайских психологов. 
На протяжении всего обучения психологи отрабатывали именно практические навыки: это выявление риска, предупреждающие факторы, триггеры и факторы защиты. Большое внимание было уделено формам и методам привития эмпатии, причём обучаемые наглядно, с помощью видеоконтента и объяснений тренера рассматривали, в чём состоит разница между сопереживанием и эмпатией, мнимой заинтересованностью и помощью. Ознакомились с методами когнитивно-бихевиоральной терапии (КБК), также слушатели имели возможность активизировать собственный опыт с учётом приобретения новых знаний и навыков.
Важно, что уже сегодня обученные специалисты передают навыки не просто коллегам, но и другим специалистам образования: классным руководителям, кураторам, предметникам, представителям родительской общественности. Ведь основами эмпатии, сопереживания и поддержки наших детей, в будущем должны владеть все участники образовательного процесса.

Секрет успеха – в управлении эмоциями
В настоящее время педагогам как никогда важно уметь строить гармоничные отношения в коллективе, уметь формировать навыки преодоления тревожных состояний у учащихся и вырабатывать техники повышения стрессоустойчивости при эмоциональном выгорании у педагогов. Это лишь малая часть того, на что направлено новое обучение центра под названием «Эмоциональный интеллект педагога. Эмоциональная интеллектуальная среда для гармоничного развития детей». 
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге это приведёт к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Цель данного проекта: научиться строить гармоничные отношения среди педагогов, формировать навыки преодоления тревожных состояний у учащихся, вырабатывать техники повышения стрессоустойчивости. Прежде чем начать внедрять технологию в учебный процесс, специалисты РЦППиДО и сетевые координаторы прошли недельное обучение у тренера по эмоциональному интеллекту из Астаны.
На первом этапе нами было обучено 440 педагогов – психологов (школ и ТиПО), сейчас работа продолжается, и на втором этапе проект должен охватить всех педагогов области, третий этап будет направлен на обучение детей и родителей.

Работа с родительской общественностью и учащимися
В начале года Региональный центр инициировал проведение единого областного классного собрания «Как прекрасен этот мир, посмотри!» для родителей и учащихся 5-11 классов школ и обучающихся 1-2 курсов организаций технического и профессионального образования Костанайской области. Важно, что собрания прошли в каждом классе по области, ведь формат общешкольного собрания не может охватить всех родителей.
Также был разработан новый проект «Үндестік», направленный на улучшение взаимодействия педагогов и родителей в организациях образования. Проект адресован для реализации организациям образования (школы/ТиПО) Костанайской области с 16 августа 2021 г. Таким образом, он –воплощение идеи сотрудничества родителей и коллектива образовательного учреждения, создание единого воспитательного поля; действенная и эффективная работа, направленная на развитие личности обучающихся в условиях социального партнёрства с семьёй.
Также большой акцент сделан на работу с родительской общественностью через реализацию проекта «Семейный клуб», который четыре года как в действии и отмечен положительными результатами. Мы считаем, что он очень востребован и необходим сегодняшним семьям. Этот вид работы даёт возможность детям, родителям и педагогам получить квалифицированную психологическую помощь специалистов, задавать нужные друг другу вопросы, проводить время вместе, укрепляя детско-родительские отношения в семьях. Апробировали мы его на Костанайском сельскохозяйственном колледже, после чего поняли – внедрять нужно везде и на системной основе. И результат не заставил долго ждать: нам стали звонить и даже приезжать родители из дальних районов и отмечать, что отношения в семье, с детьми стали налаживаться, появились новые способы взаимопонимания. 
Интересный проект был запущен в марте этого года по программе социально-эмоционального обучения подростков раннего возраста с использованием комикса «Необыкновенная Майя и её друзья» в организациях среднего образования Костанайской области. С помощью этого проекта наши психологи формируют стрессоустойчивость, эмоциональную стабильность, жизнестойкость у обучающихся, создают благоприятную среду среди несовершеннолетних. Изложенные в виде повествования, комиксы – это сценарии и ситуации из реальной жизни, с которыми дети могут столкнуться в повседневности, что делает их содержание актуальным. В работе психолога комиксы – эффективный инструмент для социального и эмоционального обучения. Специалисты центра проводят консультативную работу и обеспечивают методическое сопровождение данного проекта на местах.

Школа начинающего психолога и сетевые координаторы
С августа 2021 года в нашей области по инициативе центра стартовал новый проект «Сетевые координаторы РЦППиДО» и продолжается в этом году. Мы разработали данный проект с целью повышения качества работы психологических служб в организациях образования Костанайской области для своевременной методической поддержки педагогов-психологов области, усиления работы по профилактике суицида, бытового насилия, буллинга и кибербуллинга среди несовершеннолетних.
Сетевые координаторы центра на местах помогают реализовать единую систему работы психологических служб школ, транслируют опыт в районы и города области. Данный проект позволяет снизить риск аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.
Еще раньше, в январе 2021 года, нами был реализован областной обучающий проект «Школа начинающего педагога-психолога» для специалистов образовательных учреждений с опытом работы от 0 до 2 лет. 2022 год показал его востребованность и эффективность, так как участники сумели повысить свои профессиональные компетенции в профилактике суицидального поведения, буллинга, кибербуллинга. Из 100 начинающих педагогов-психологов области в проекте приняли участие 15 молодых психологов города Костаная, остальные психологи – из районов области. 
Сейчас по всей области в очном формате проходят семинары на тему «Психологическая помощь при острых стрессовых расстройствах, посттравматических стрессовых расстройствах и кризисных состояниях. Профилактика аутодеструктивного поведения. Комплексный подход», состоящий их трёх модулей. На данном этапе завершился первый модуль.
Работа в области психологической поддержки несовершеннолетних с каждым годом приобретает всё более многогранный и инновационный характер. Подводя итоги и анализируя новый опыт, хочется отметить, что новые подходы в работе развивают человека, наши педагоги и учащиеся – яркое тому подтверждение, ведь сегодняшние цифры – это результат совместной и плодотворной работы.

Психология в цифрах

Международный проект «Community Power»: проведено 935 занятий. Общий охват 24747 человек: 440 – педагоги-психологи, 477 – заместители директора по воспитательной работе, 418 – социальные педагоги, 6788 – классные руководители и кураторы, 16624 – родительская общественность.

Проект «Семейный клуб»: создан в 2019 году и обучено 440 психологов. За четыре года создано 352 клуба. Охвачено 104268 человек из числа родительской общественности.

Проект «Необыкновенная Майя и её друзья»: обучено 439 педагогов-психологов школ области, охват учащихся составил 35346 детей.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор РЦППиДО

Наша цель – чтобы ни один ребёнок не страдал от психологического прессинга
Елена ПЕТРЕНКО: «Инициативы вице-министра нужные и своевременные»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4