Когда разрядится телефон…

Выпуск - №49(445)   :   12.12.2020
491

Как много вокруг меня образованных, умных и очень интересных людей! А вокруг вас? Уверена, не меньше. А вы сами относите себя к таковым?

Давайте на минуту представим: учёные всё-таки изобрели машину времени. И кого-то из нас – меня или вас – забросили на тысячу лет назад. Без подготовки, вот прям в чём мы были в этот момент. У меня с собой флешка, телефон, ключи, кошелёк. Думаю, у вас похожий набор. И вот, вы уже не просто человек. Вы – обладатель ценных знаний будущего. Носитель разума.  У вас всё с собой. Не правда ли? На флешке и в памяти телефона гигабайты информации. Фото, видео, аудио, программы, да мало ли что ещё!

Древние люди воспринимают ваше появление как очередное пришествие, за ваши знания готовы платить, все правители мира желают обладать ими. Ну и вами, конечно же. И вот все собрались, готовы внимать полезным знаниям, перенимать ценнейшие навыки. Но, пока вы позировали древним скульпторам в образе полубога с оливковой ветвью, телефон разрядился. Что осталось у вас в руках? Кусок бесполезного металла и пластмассы. Представляете, весь мир замер в ожидании вашего откровения. Как считать информацию с флешки? Зарядить телефон? По факту вам нечего рассказать толпе. Сами вы толком ничего не знаете, о каких-то процессах вы имеете самое далёкое представление. Чувствуете запах дыма? Это для вас уже разожгли костёр…
Конечно, скачать музыку, установить антивирус на компьютер, сделать фото и «не завалить горизонт» - это очень полезные навыки. Только, от костра они нас не спасут… Ситуация утрированная и даже несколько комичная. Но, давайте поразмыслим глобально. Порох, пенициллин, спирт, огнестрельное оружие (самое примитивное, с внешней системой воспламенения), электричество. Кто-то сможет добыть, сделать что-то из этого? А может, вы неплохо преуспели в истории и хотя бы приблизительно сможете рассказать дальнейший ход мировых событий? Нет? Что вообще мы можем дать людям прошлого? 
Например, порох – это всего лишь уголь и сера, а пенициллин – это плесень на хлебе. А вы сможете испечь хлеб? А электричество можно получить, используя любой плод – апельсин или картофель, стоит лишь вставить с одной стороны бронзовую монетку, а с другой что-то алюминиевое. Задумались, как добыть алюминий? А сплав алюминия, между прочим, применяется с III века н.э. Эффективное земледелие, основы селекции, медицинские навыки? Тоже нет? Гореть нам с вами на костре!

А если серьёзно, не слишком ли мы увлечены прокачиванием специальных навыков и знаний, которые без привычной системы обслуживания совершенно бесполезны. Не поможет нам умение быстро находить  информацию в интернете в случае, например, банального отключения света. На разрядившихся гаджетах мы не найдём правила оказания первой медицинской помощи, и где север и юг не определим. 

На фоне происходящих мировых событий задумываешься о том, что почти все наши навыки если не бесполезны, то настолько узки и специфичны, что для того, чтобы применить их, необходимо выстроить целую поддерживающую систему. 

Вы ходили в детстве в поход? Очищали воду из реки через систему самодельных фильтров? Жарили на костре корень лопуха? Не потому что очень вкусно, а потому что ОБЖешник рассказал, что это питательно и поможет не умереть от голода, если заблудился в лесу. И нам так хотелось попробовать… А осколком стекла пробовали разжечь костёр? А самострел из спичек? А прикладывать подорожник к ране? И про электричество из картофеля я тоже узнала в детстве. А ваши дети, что-то умеют, знают из этого? А подорожник смогут отличить от других растений?
Обязательно попрошу своих студентов поразмыслить на эту тему. Сейчас модно во всем искать месседж, смысл, знак. В моей сегодняшней истории он тоже есть. Но, я не буду его объяснять. Мне пора за дочерью в сад. По дороге обязательно расскажу ей, что снег можно растопить и получится питьевая вода, а кусочек льда можно использовать как увеличительное стекло и разжечь костёр, а ещё, что из снега можно построить жилище, в котором будет тепло. Ну так, на всякий случай, вдруг её телефон разрядится.

Галина ДРОЖЕНКО,
Профессионально-технический колледж им.К.Доненбаевой

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.