Как много вокруг меня образованных, умных и очень интересных людей! А вокруг вас? Уверена, не меньше. А вы сами относите себя к таковым?
Давайте на минуту представим: учёные всё-таки изобрели машину времени. И кого-то из нас – меня или вас – забросили на тысячу лет назад. Без подготовки, вот прям в чём мы были в этот момент. У меня с собой флешка, телефон, ключи, кошелёк. Думаю, у вас похожий набор. И вот, вы уже не просто человек. Вы – обладатель ценных знаний будущего. Носитель разума. У вас всё с собой. Не правда ли? На флешке и в памяти телефона гигабайты информации. Фото, видео, аудио, программы, да мало ли что ещё!
Древние люди воспринимают ваше появление как очередное пришествие, за ваши знания готовы платить, все правители мира желают обладать ими. Ну и вами, конечно же. И вот все собрались, готовы внимать полезным знаниям, перенимать ценнейшие навыки. Но, пока вы позировали древним скульпторам в образе полубога с оливковой ветвью, телефон разрядился. Что осталось у вас в руках? Кусок бесполезного металла и пластмассы. Представляете, весь мир замер в ожидании вашего откровения. Как считать информацию с флешки? Зарядить телефон? По факту вам нечего рассказать толпе. Сами вы толком ничего не знаете, о каких-то процессах вы имеете самое далёкое представление. Чувствуете запах дыма? Это для вас уже разожгли костёр…
Конечно, скачать музыку, установить антивирус на компьютер, сделать фото и «не завалить горизонт» - это очень полезные навыки. Только, от костра они нас не спасут… Ситуация утрированная и даже несколько комичная. Но, давайте поразмыслим глобально. Порох, пенициллин, спирт, огнестрельное оружие (самое примитивное, с внешней системой воспламенения), электричество. Кто-то сможет добыть, сделать что-то из этого? А может, вы неплохо преуспели в истории и хотя бы приблизительно сможете рассказать дальнейший ход мировых событий? Нет? Что вообще мы можем дать людям прошлого?
Например, порох – это всего лишь уголь и сера, а пенициллин – это плесень на хлебе. А вы сможете испечь хлеб? А электричество можно получить, используя любой плод – апельсин или картофель, стоит лишь вставить с одной стороны бронзовую монетку, а с другой что-то алюминиевое. Задумались, как добыть алюминий? А сплав алюминия, между прочим, применяется с III века н.э. Эффективное земледелие, основы селекции, медицинские навыки? Тоже нет? Гореть нам с вами на костре!
А если серьёзно, не слишком ли мы увлечены прокачиванием специальных навыков и знаний, которые без привычной системы обслуживания совершенно бесполезны. Не поможет нам умение быстро находить информацию в интернете в случае, например, банального отключения света. На разрядившихся гаджетах мы не найдём правила оказания первой медицинской помощи, и где север и юг не определим.
На фоне происходящих мировых событий задумываешься о том, что почти все наши навыки если не бесполезны, то настолько узки и специфичны, что для того, чтобы применить их, необходимо выстроить целую поддерживающую систему.
Вы ходили в детстве в поход? Очищали воду из реки через систему самодельных фильтров? Жарили на костре корень лопуха? Не потому что очень вкусно, а потому что ОБЖешник рассказал, что это питательно и поможет не умереть от голода, если заблудился в лесу. И нам так хотелось попробовать… А осколком стекла пробовали разжечь костёр? А самострел из спичек? А прикладывать подорожник к ране? И про электричество из картофеля я тоже узнала в детстве. А ваши дети, что-то умеют, знают из этого? А подорожник смогут отличить от других растений?
Обязательно попрошу своих студентов поразмыслить на эту тему. Сейчас модно во всем искать месседж, смысл, знак. В моей сегодняшней истории он тоже есть. Но, я не буду его объяснять. Мне пора за дочерью в сад. По дороге обязательно расскажу ей, что снег можно растопить и получится питьевая вода, а кусочек льда можно использовать как увеличительное стекло и разжечь костёр, а ещё, что из снега можно построить жилище, в котором будет тепло. Ну так, на всякий случай, вдруг её телефон разрядится.
Галина ДРОЖЕНКО,
Профессионально-технический колледж им.К.Доненбаевой
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.