Не терять человечности на дистанции

Выпуск - №25 (421)   :   21.06.2020
145

30 июня студенты заканчивают учебный год. Бесспорно, этот год был необычным и очень неоднозначным. Дистанционное обучение, несомненно, яркий опыт для многих студентов, да и для педагогов тоже. 

За время дистанта накоплен бесценный опыт: воспитательный, организационный и самое главное методический. Многие привычные вещи в такой форме обучения можно делать интереснее, быстрее, компактнее. За это время я, например, достигла таких вершин в использовании интерактивных технологий, о которых даже не мечтала. Это очень развивает и подстёгивает. Открывается огромный, неизученный мир в той области, о которой казалось, мы знаем всё. Например, вы знаете, что такое «кэш»? А я теперь знаю.

Сейчас мы все переживаем сложный, переломный момент. События, происходящие на наших глазах, изменяют и определяют судьбу целого поколения. И совершенно невозможно предугадать, как они будут развиваться. Подобные кризисы всегда отражают все триггерные точки. Так и в этом случае каждый для себя увидел, в чём он силен, а в чём не совсем, что он хорошо умеет, а чему следует поучиться. 

Самое время подводить итоги, прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям. Ведь даже самые смелые прогнозы, к сожалению, сейчас адекватно не отражают дальнейшей перспективы. Дистант из вынужденного шага, вполне может превратиться в желаемую форму преподавания, дополнит традиционные технологии новыми интересными находками и открытиями.

Грань между онлайн и офлайн миром стирается, этот факт нельзя отрицать. За доли секунд мы переходим из офлайна в онлайн и обратно. На границе этих двух миров происходило общение, решались задачи, рождались проекты. Теперь и образование. 

Это не образование будущего, когда подобно скачиванию информации на флешку, знания будут закачиваться прямо в мозг. Но, это уже и не образование прошлого, когда необходимо с остервенением грызть гранит науки, когда «звонок для учителя» и «диплом для родителей».

Дистант – это образование сегодняшнего.  Идеальная форма, отвечающая всем современным реалиям и запросам. Онлайн и офлайновое, не привязанное к месту и времени. Оно везде с тобой. Просмотреть урок, прочитать материал, пройти тест, ответить на вопросы в любое время, в любом месте. Удобное, компактное, карманное. Без тревожности, с постоянной зоной комфорта. Образование без рамок, без ограничений. Да, требующее большего вложения внутренних ресурсов, мотивации, самоорганизации. Но, оно даёт инструменты, навыки. Всё остальное – сам. В нём только труд, много труда. Приходится осваивать технологии самообучения, прокачивая тем самым навыки, которые позволяют быть субъектными, критичными и прагматичными. Согласитесь, это того стоит. Казалось бы, на выходе мы должны получить сильного специалиста, способного не только механически выполнять действия и решать стандартные задачи, но и справляться с внештатными ситуациями, генерировать идеи, совершенствовать рабочий процесс. 

Казалось бы… Люблю это лирическое отступление. Дающее возможность и засомневаться, и задуматься. А может ли только дистанционное обучение, как самостоятельный формат, вырастить таких специалистов? А хватит ли силы воли подростку начать самостоятельно изучать материал. А есть ли такие способы мотивации, способные заставить подростка вместо игры за компьютером вникать в видеоурок? И я не говорю сейчас о распространённом виде подростков «сын маминой подруги», а об обычном среднестатистическом 16-17 летнем индивидууме.

Вот в этом я и вижу одну из главнейших задач современной педагогики – научить детей учиться. А этот навык передаётся от учителя к ученику традиционным способом. Мы можем оснастить ребёнка гаджетом, раздать вай-фай, повесить интерактивные доски на все свободные стены. Но заменять реальных учителей на интерактивных нам ещё рано. Кому нам? Человечеству. Сакральный смысл передачи знаний кроется в общении, в передаче ценностей, смыслов, в замирающем дыхании, волнении, учащенном сердцебиении. Когда образ первой учительницы проносится через всю жизнь. Когда не делаешь плохие поступки, потому что она говорила, что из тебя получится прекрасный человек. Когда мечтаешь о таких же бусах как у неё. Когда учишься благодарить и ценить, склеивая аппликацию на День учителя. Когда ведёшь своего первоклассника в свою школу, к своей учительнице.

И потом в дальнейшей взрослой жизни, часто вспоминаешь чудаковатого профессора, читающего самые интересные  лекции, или мастера, который впервые дал самостоятельно сварить деталь или посадил за руль.

На мой взгляд, нельзя лишать всего этого. У поколения наших родителей ещё есть этот прекрасный идеал, это метафорическое, неосязаемое совершенство, произносимое с придыханием: Учитель! Пусть и у наших детей он будет. У каждого поколения должен быть свой возвышенный идеал. Просто чтобы было к чему стремится, на кого равняться, к кому прислушиваться и доверять самое дорогое что у нас есть – детей.

В век доступной информации и интернета авторитет  учителя как уникального носителя знания несколько поколебим. Но, по-прежнему учитель – наставник, носитель сакральных смыслов и духовного опыта человечества, непосредственный участника формирования личности. А передача всего этого, прежде всего, – диалог, творческое оформление, пробуждение чувств.

Для меня вся эта ситуация с дистанционным обучением выглядит как весёлая история про лис и зайцев. Лисы гоняются за зайцами на протяжении многих лет, они умнее, быстрее и хитрее. По всем параметрам на планете уже не должно остаться ни одного зайца. Но вопреки всему этого не происходит. Почему? Просто лисы не могут предугадать траекторию движения зайца. Но даже это не самое смешное. На самом деле, сам заяц не может предугадать свою траекторию. Он сам не знает, куда побежит в следующую секунду. 

Мы несёмся вперед, но не достигаем цели. Просто цель подобна зайцу.

Поэтому я считаю, что дистант никогда не заменит, а главное и не должен заменять традиционную систему обучения. Как вынужденная мера – да, как поддерживающий ресурс – да, как параллель основным формам – обязательно. Но не как всеобъемлющая, самостоятельная, непараллельная концепция. 

Система образования трансформируется и будет трансформироваться дальше. Глобализация, цифровизация, искусственный интеллект, оцифровка коммуникаций – всё это оказывает огромное бесповоротное влияние на всё вокруг. Система образования это система, внутри которой находится Человек. Давайте, оставим хотя бы ей что-то человеческое. Хотя бы бусы и аппликацию…

Татьяна Мащенко, замдиректора колледжа по ВР:
«Дистанционное обучение – нравится или нет, это объективная реальность. Как улучшить и сделать эффективнее – вот о чём надо думать и говорить. Конечно, не каждый день уроки проходят гладко, бывают проблемы с интернетом. Родители с пониманием относятся к такому формату обучения. Мы стараемся поддерживать с ними связь. Например, на прошлой неделе провели видеоконференцию, выслушали их пожелания и предложения. Нам, педагогам, тоже непросто, у нас нет опыта дистанционного обучения, но учебный процесс прерывать никак нельзя».

Валентина Евтушенко, методист колледжа:
«Могу сказать честно – дистанционка не сможет заменить полноценное образование. Сейчас мы своих студентов знаем, мы преподавали им до карантина, но в дальнейшем мы их знать не будем, они нас тоже. Преподаватель – это ещё и воспитатель, а как воспитывать людей, если ты их не видишь, не слышишь, не чувствуешь их реакции. Ещё один сложный момент – дисциплина. Студенты сидят дома, никаких навыков коммуникаций не вырабатывается, как никогда остро стоит проблема общения молодёжи друг с другом не в сети. Преподавателям пришлось в короткие сроки освоить новые методы и формы обучения, адаптировать учебный материал под образовательную платформу. Каждый выкручивается, как может. Нет единого стандарта, методики, технических средств».

Сергей Солнцев, мастер производственного обучения:
«Мы проводим электронные и дистанционные уроки, и то и другое по-своему работает, но есть очевидные трудности. Когда я прихожу на занятие, у меня есть чёткая методика, но в условиях дистанционного обучения, конечно, она не отработана. Она разрабатывается прямо сейчас. Может быть, это и есть образование будущего, но я сильно в этом сомневаюсь. Есть старый анекдот: «Однажды профессор вместо себя поставил магнитофон и ушёл. На следующем занятии он принёс свой магнитофон, поставил, студенты достали свои, включили и ушли». Это очень показательный анекдот. Технические средства надо использовать, они полезны, но это не должно быть бесконечным».

Галина ДРОЖЕНКО,
заведующая отделением «Фермерское хозяйство»

Профессионально-технического колледжа им. К.Доненбаевой,

Мендыкаринский район

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.