Великие поэты прошлого (далёкого и не очень) жаловались на наличие цензуры (не важно какой: царской, советской), а читателям настоящего, кажется, впору сетовать на её отсутствие.
Польский писатель Ян Парандовский в своей знаменитой «Алхимии слова», изданной в 1951 году, сокрушался: «Словом «писатель» в настоящее время сильно злоупотребляют. Ещё совсем недавно проявляли больше осмотрительности и скромно соблюдали разницу между писателем и литератором…». А поэты, - позволю добавить от себя, - в те дни и вовсе представлялись обывателю существами, как минимум, необыкновенными…
Но вот на дворе не далёкий 1951, а 2019-й. И судя по тому, что сегодня представлено на книжном рынке, первоначальное значение слов «поэт» и «писатель» уже мало кому известно и даже мало кого заботит. Ведь сегодня любой, кто может печатать (заметьте: уже даже не писать, а просто печатать), во всеуслышание объявляет себя «писателем», а тот, кто в состоянии срифмовать «глаза – гроза» или, скажем, «без него – ничего», гордо именует себя «поэтом». А то и, прости Господи, ПОЭТОМ.
Поймите правильно: говоря «сегодня», я вовсе не пытаюсь идеализировать прошлое и совсем не хочу сказать: «Вот раньше, в старые добрые времена… А вот теперь, в новые скверные времена…». Отнюдь. Я прекрасно понимаю, что рифмоплётов и графоманов и во времена Высоцкого, и во времена Пушкина, и, наверное, даже во времена Ломоносова было предостаточно. И на одного Высоцкого-Пушкина-Ломоносова приходилось энное количество тех, кто искренне считал себя талантливым не менее, чем названные. Вся штука в том, что у них не было возможности выйти «к широкой публике». А современный мир при помощи всемогущего и вездесущего Интернета открыл всем этим «поэтам» дорогу в массы.
Не помню, у кого я вычитал, что «когда ты пишешь, кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча: мать, учитель, Шекспир, Бог»… Но в этой фразе, по-моему, заключён своего рода писательский «кодекс поведения», главная заповедь которого очень похожа на китайское изречение: «Не говори, если это не изменяет тишину к лучшему».
Мне кажется, что вместе со столь популярной ныне темой креативности и толерантности, которые стали едва ли не культом в сегодняшней педагогике, мы выпустили на волю демона графоманства. Любая посредственность и даже бездарность сегодня может «творить» практически бесконтрольно и безнаказанно – ибо «нельзя создавать искусственные рамки для самовыражения личности». Может, и нельзя. Но, чёрт возьми, так хочется иногда!
Особенно когда видишь и слышишь, как эти посредственности и бездарности, не останавливаются на том, что, выложив свои опусы во всеядную Сеть, терпеливо ждут своих виртуальных читателей и скрупулёзно подсчитывают количество лайков, а в прямом смысле слова «идут в народ». В смысле: идут в библиотеки, в школы, во всевозможные литературные объединения. Потому что хотят непосредственного общения с людьми. Потому что уверены: им есть что сказать. Потому что жаждут поклонников и славы. Забывая при этом, что отличительными чертами настоящего таланта всегда были скромность и сосредоточенность на своём внутреннем (а уж никак не на внешнем) мире.
Конечно, в известном возрасте почти каждый из землян пробует свои силы в поэзии. Помните: «…пишет каждый в 19 лет»? Но к счастью, большинство перерастает эту юношескую болезнь. Кому-то это удаётся достаточно легко, для кого-то процесс оказывается болезненным, как для булгаковского Рюхина, но факт остается фактом: подавляющее большинство тех, кто в романтической юности брался за перо, довольно быстро осознают свою бесталанность и честно откладывают попытки «творить» навсегда.
Однако есть и те, кто полагает (причем, я думаю, искренне), что «Груди загорелые выпадают из, вот какой сюрприз» - это неплохие стихи. А строчка «Не целуйте вы девчонок в губы, потому что за губами у них зубы» - вообще шедевр лирики, поскольку тут кроме собственно текста, есть ещё и очевидный подтекст, а значит – глубина.
Человек, сочинивший эти «стихи» - идиот. Причем в самом узком, медицинском, смысле этого слова. Но ведь нашлись ещё те, кто написал на эти «стихи» музыку, придумал сценарий, нашёл актёров, снял клип, поставил его в ротацию, раскрутил, наверное, ещё и денег заработал… «Ага, вот оно, наконец! - скажут мои оппоненты. - Всё дело в этом – в деньгах. Кто-то сумел заработать на своём творчестве, а ты – нет. Вот и исходишь теперь желчью и завистью».
А вот и мимо, господа хорошие. Не завидую. Хотите – верьте, хотите – нет. Совсем не завидую. Я вам такие стихи буду даром отдавать. «У моей соседки Маринки не по дням растут мандаринки». Как вам? Или вот: «Я сегодня слушал Билана, было странно мне, как ни странно». По-моему, в этом что-то есть. Какая-то… метафора, что ли. Берите! Пользуйтесь! Зарабатывайте!
Скажете, я излишне драматизирую? Скажете, пусть их? Пусть самовыражаются? Не секрет же, что мудрое Время всё (и всех) расставит по своим местам, каждому воздаст по заслугам. Может, и так. Но я больше чем уверен, что Времени надо помочь.
Люди, идущие с подобным «творчеством» во взрослую, психологически и интеллектуально подготовленную аудиторию, как минимум смешны. Потому что любой более-менее образованный взрослый человек сразу поймёт, что ему пытаются «втюхать». Те же, кто идёт с такими «стихами» к детям, – опасны. Потому что ребёнка, ещё не умеющего отличить настоящую литературу от подделки, не способного чётко формулировать свои мысли и чувства, подобными виршами можно навсегда отвратить от искусства вообще.
Искусство, если, конечно, оно настоящее, должно воспитывать малоразвитое человеческое сознание, должно возвышать человека над обыденностью и даже над реальностью, а не опускать его. Не мной это подмечено, но я согласен с этим тезисом на все сто. Потому что в этом и есть смысл искусства – делать меня лучше. Могут ли сделать меня лучше вот такие «стихи»:
Я забыла все сны, только ты обними.
Я кусала все губы до крови.
Посмотри мне в глаза, я вернулась назад,
Только тело так ноет от вины…
Тут сразу несколько вопросов к автору. Во-первых, «я кусала все губы». Интересно, а сколько их у лирической героини? Во-вторых, слово «вернуться» означает «прибыть, прийти, приехать, прилететь назад, обратно, вернуться на то же место», так что «вернуться назад» - это как будто «поспать сон» или «шагать ногами». В-третьих, «тело ломит от вины»… Я, разумеется, тоже совершал ошибки, за которые мне было стыдно, но никогда у меня от стыда тело не ныло. Означает ли это, что мне было недостаточно стыдно?
А вот вам еще примерчик:
Я знаю, что ты знаешь,
Что я знаю, что ты знаешь.
И ты скрываешь то, что я скрываю,
Что ты скрываешь.
Не сразу понимаешь, что не понимаешь, да?
Тот же Ян Парандовский в той же «Алхимии слова» утверждает: «Нет мелочей в писательском искусстве, и ничем нельзя оправдать поспешности или небрежности в том, что должно быть подписано твоим именем». И с этим я тоже согласен безоговорочно: лучшие цензоры – твоя собственная совесть и элементарный здравый смысл.
Разумеется, среди тонн словесного мусора, который ежедневно вываливается на современного читателя-слушателя-зрителя, можно найти одну-две жемчужины, но отделять зёрна от плевел тоже ведь нужно уметь. А этому учатся долго. Учатся, начиная со школы. А то и раньше. И увы, далеко не всем удается научиться. Оттого-то, наверное, «пипл и хавает».
Писатель или поэт не печёт свои книги как пирожки, но выращивает их как цветы. Пирожки, безусловно, штука тоже хорошая, но ведь цветы – это чудо. Именно об этом мы – учителя словесности – и должны говорить на уроках литературы в школе. А ещё о том, что подлинное искусство обладает волшебным даром – заряжать энергией и дарить надежду, без которых во взрослой жизни вообще никуда. А если «искусство» пробуждает только желание «поржать» или «пожрать» - то это вряд ли искусство.
Сегодня возможностей сделать урок литературы (или языка) интересным, информативно насыщенным, живым более чем достаточно. В распоряжении современного учителя всевозможные средства массовой информации, телевидение, интернет. Нам доступны практически любые печатные, аудио- и видеоматериалы. Остается только захотеть всем этим пользоваться. Чтобы сидящие за партами отвлеклись на мгновение от своих мобильников и планшетов и взяли в руки книгу. Хорошую книгу.
Плохие книги, безусловно, тоже чему-то учат. Например, тому, как не надо обращаться со словом. Но давайте покажем нашим детям лучшее из созданного людьми. Плохое найдёт их и без нашей помощи. Давайте научим их противостоять этому плохому – показав всю прелесть хорошего.
И может быть людям, ответственным за то, какие авторы и книги сегодня издаются, впору задуматься о возвращении института цензуры (хоть какой-нибудь)?!
Евгений РУМБАХ,
учитель русского языка и литературы СШ №18, г. Рудный
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.