Поможет ли статусу учителя новый закон

Выпуск - №9 (405)   :   03.03.2020
208

В Казахстане вступил в силу Закон «О статусе педагога». Предполагается, что новый закон поможет повысить заметно пошатнувшийся престиж профессии учителя.

Цель законодательных новаций – привлечь качественные кадры в сферу образования. Ведь далеко не секрет, что на сегодняшний день профессия учителя остаётся наименее востребованной среди лучших выпускников школ. На педагогические направления поступают по остаточному принципу. При подаче заявления для участия в конкурсе на присуждение образовательных грантов педагогическое направление указывается, в основном, третьим или четвёртым. Таким образом, на педагогические специальности поступают не самые успешные выпускники школ.

Новый закон включает в себя 21 статью и затрагивает работников образования всех категорий (учителя в школах, преподаватели в колледжах, воспитатели в детсадах, педагоги дополнительного образования и многие другие). Ну а как же поднять этот самый престиж? Конечно, в первую очередь, повышением заработной платы.

По данным министерства образования и науки РК, зарплата педагогов в стране варьируется от 70 до 200 тысяч тенге. Зависит она от многих факторов. На августовской конференции педагогических работников президент Республики Казахстан  Касым-Жомарт Токаев заявил, что средняя зарплата учителя составляет лишь 65% от средней по стране. Именно тогда Президент  и поручил правительству повысить зарплату педагогов в два раза в течение четырёх лет. Депутат Мажилиса Ирина Смирнова привела другие цифры и уточнила, что средняя зарплата учителя с большим стажем работы составляет примерно 160 тысяч тенге, у начинающих педагогов – 80 тысяч. Для сравнения: по данным Комитета по статистике МНЭ РК, среднемесячная зарплата в Казахстане на ноябрь прошлого года составляла 199 151 тенге. Теперь зарплаты педагогов повышаются на 25% с начала 2020 года. В министерстве образования пояснили, что на четверть повысится реальный оклад учителей, а не базовый должностной оклад. Здесь нужно сделать небольшое пояснение. Зарплаты педагогам «повышали» и ранее, но прибавка шла  только к базовому должностному окладу,  который составляет 17 697 тенге, поэтому такой «рост» учителей не радовал, а лишь огорчал, ведь вместе с копеечным «ростом» зарплаты моментально вырастали цены на все виды услуг и товаров. В итоге уровень жизни педагогов не поднимался, а, наоборот, снижался. «Лучше бы не поднимали эту зарплату!» - в сердцах не раз высказывались обиженные учителя. Поэтому когда объявляется очередное повышение зарплаты, педагоги, наученные горьким опытом, относятся к этому очень скептично.

В этот раз в образовательных учреждениях города была проведена подробная разъяснительная работа, перед учителями выступали  специалисты, бухгалтеры, которые на конкретных примерах, оперируя цифрами, показали, что повышается должностной оклад учителя. Должностной оклад – это тарифная ставка, размер которой зависит от уровня образования, занимаемой должности, стажа, разряда, профессионального мастерства. Допустим, у молодого учителя должностной оклад составлял 95000 тенге со всеми надбавками, в том числе за профессиональное мастерство, «обновлёнку», классное руководство и проверку тетрадей, оклад в январе вырастает до 120000 тенге. У учителя постарше с должностным окладом в 150000 тенге рост произойдёт до 190000 тенге. Всё выше сказанное совпадает со словами вице-министра образования и науки РК Бибигуль Асыловой, что в среднем в этом году зарплаты педагогов вырастут на 30-40 тысяч тенге.

Как видим, зарплата учителя напрямую зависит от доплат, которые он получает. И чтобы достичь реального роста доходов педагогов, в два раза увеличены доплаты за классное руководство и проверку тетрадей. В советское время каждого педагога обязывали иметь классное руководство, иначе ты не считался педагогом, тогда в этом было больше романтики: тимуровское движение, сборы металлолома и макулатуры, помощь ветеранам, было больше живой работы. Потом курс поменялся, стало больше бумаг, отчётов, разногласий с родителями, и сейчас многие молодые учителя всячески стараются избежать нагрузки классного руководства, тем более за такую мизерную оплату. Справедливости ради надо отметить, что это очень большая работа, отнимающая много времени и сил, и учителям-предметникам, загруженным работой по своей дисциплине, нелегко справляться с двумя совершенно разными по характеру направлениями деятельности. Повышение оплаты за классное руководство в какой-то степени будет компенсацией за этот напряжённый труд.

Возможно, все эти меры позволят привлечь в профессию больше специалистов с соответствующим высшим образованием. Ведь государство ежегодно выделяет огромное количество грантов на обучение педагогическим специальностям. А проблема дефицита учителей так и остаётся актуальной. Следует учесть, что в период кризиса 90-х годов многие учителя ушли в другие сферы деятельности: некоторые открыли свой бизнес, некоторые до сих пор торгуют, кто-то решил заняться более спокойным делом, чем шумная, хлопотливая и непредсказуемая школа. Но как мудро в своё время заметил педагог-новатор Евгений Ильин, «со школой не так просто расстаться, она остаётся в сердцах настоящих учителей навсегда. Во всяком случае, мы возвращаемся в неё вместе с нашими детьми и внуками». Поэтому не исключён вариант, что в школу может вернуться часть опытных педагогов, когда-то покинувших её стены по различным жизненным обстоятельствам. Многие из них проявляют большой интерес к последним изменениям в сфере образования. «Вопрос не в том, что учителей физически нет. Вопрос именно в том, что мы выпускаем достаточно большое количество педагогов, но привлекательность профессии сегодня невысокая. Просто не идут в школы», – заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов на встрече с жителями столицы в октябре прошлого года.

Повышение зарплат даст реальные плоды примерно через 10 лет, считают бывшие школьные учителя. «Чтобы не только количественно, но и качественно улучшить педагогический состав, нужна конкуренция. Сейчас молодые люди учатся на педагогов или воспитателей, но после окончания вуза не идут работать по специальности. И если в два раза зарплаты повысятся только через четыре года, то и абитуриенты, которые действительно хотят стать педагогами, появятся в вузах в 2024-2025 годах», – сходятся во мнении многие эксперты. Только тогда начнётся разрешаться проблема дефицита кадров. Ведь эти самые абитуриенты, получив диплом, пойдут работать в школы, детсады, колледжи. «Конкуренция порождает качество. Чтобы сохранить свои места, учителя должны будут развиваться профессионально, разрабатывать новые методики преподавания, участвовать в различных конкурсах, дополнительно развивать детей. Вот тогда рост качества среднего и дошкольного образования стоит ждать. К тому времени, надеемся, ещё много школ и детсадов откроют. Так что рабочих мест будет много», – считают специалисты.

Хорошо, что идёт реальный рост зарплаты, но не следует забывать и про призвание, если не будет лежать душа к этой деятельности, никакой зарплатой не заманишь. Истинные учителя, педагоги по призванию, и в трудные годы всевозможных кризисов, когда месяцами не было денег, кое-где даже обходились бартером, продолжали достойно и честно выполнять свои обязанности; если новое поколение будет таким же, тогда у казахстанской школы хорошее будущее.

Мотивировать педагогов могут и нововведения, предусмотренные новым законом. К примеру, появилась новая государственная награда «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». Победитель получит единовременно 1 000 МРП (2,651 млн тенге). Педагог, подготовивший победителя или призёра международной олимпиады, получит премию в размере трёх должностных окладов. В самом начале карьеры к молодому педагогу приставят более опытного наставника. Организация образования должна сделать это в течение пяти рабочих дней после выхода приказа о принятии на работу. За наставничество опытный педагог будет получать доплату в размере 17 697 тенге. «В первый год работы молодой специалист испытывает наибольшие затруднения. И если в этот момент он не получит поддержки, совета опытного коллеги, то молодой педагог покинет профессию. И потом эти люди в образование вообще не возвращаются. Это где-то каждый третий молодой педагог», – считают специалисты. Наставничество призвано снизить отток молодых специалистов из профессии. Также раз в пять лет педагог обязан подтверждать или повышать квалификацию. В зависимости от квалификации полагается доплата в размере 30-50%. При желании можно досрочно повысить или подтвердить квалификацию.

Престиж профессии педагогов снижало и то, что их часто привлекали к несвойственным функциям или могли потребовать не связанные с образовательной деятельностью отчёты. Сейчас, по словам учителей, все проверяющие стараются действовать корректно и строго в рамках принятого закона. Некоторые руководители территориальных управлений и отделов образования, а также руководства школ принуждали учителей чаще заходить на ресурс BilimLand. Так они хотели достичь нужных показателей по посещаемости портала. Проблему привлечения педагогов к несвойственным функциям на августовской конференции поднимал Касым-Жомарт Токаев. Он заявил, что акиматы привлекают учителей к мероприятиям, не имеющим никакого отношения к образованию. Теперь, в соответствии с законом, за привлечение педагога к несвойственным функциям, за требование непредусмотренной отчётности, а также за не предусмотренные законом проверки идёт предупреждение. Если нарушение совершено повторно в течение года, то штраф составит от 20 до 120 МРП (от 53 020 тенге до 318 120 тенге). За оскорбление педагога также предусмотрен штраф: для физических лиц – 30 МРП (70 530 тенге). Если в течение года оскорбление совершено повторно, то 40 МРП (106 040 тенге) либо административный арест до пяти суток; если оскорбил несовершеннолетний, то штраф налагается на родителей или законных представителей в размере 20 МРП (53 020 тенге). При повторном нарушении штраф вырастет до 30 МРП (70 530 тенге). Особый статус педагогов был прописан в Законе «Об образовании» и раньше. Но штрафов за привлечение к несвойственным функциям, оскорбление или требование лишней отчётности не предусматривалось.

По словам министра образования Асхата Аймагамбетова, для привлечения абитуриентов к педагогическим специальностям принят ряд новых мер. В 2019 году для поступления на педагогические специальности проходной балл был увеличен до 60 баллов, ранее было 50 баллов. В 2020 году проходной балл планируют увеличить до 70 баллов, также будет введена норма о сертификации выпускников, то есть со слабыми знаниями в педагогические институты поступить будет невозможно. С 2021 года вузы будут выдавать дипломы собственного образца, что повысит ответственность за качество подготовки специалистов, ведь работодатели больше внимания обращают на компетенции выпускника, а не на его диплом.
                                                                        

Асхат АЛТЫБАЕВ,
СШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Как школе поможет медиация?
Гульнара АЗГУШКАРОВА: «В медиации нет проигравших, так как достигнутые договорённости всегда учитывают интересы спорящих»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.