Правильные установки для успешной учебы

Выпуск - №34(682)   :   11.09.2025
967

Начался новый учебный год. Дети, родители, да и учителя – все хотят только хороших оценок и интеллектуальных побед. Но этот настрой на успешность постепенно могут омрачить старые школьные проблемы. Как не повторять ошибки и стать более успешным в обучении? Ответ на этот вопрос есть: надо формировать правильные установки на учебную деятельность. И лучше с этим делом не тянуть.

2

Елена ПЕТРЕНКО,
директор РУМЦППиВР УО Костанайской области, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), педагог-психолог-мастер

Ответственность

Сегодня многие родители вкладывают массу времени и усилий в учёбу своих детей, чтобы ребёнок поступил после школы в хороший вуз, получил хорошую профессию, работу… Всё для них, для детей! И не замечают, как полностью берут на себя ответственность за учёбу ребёнка. И ребёнок начинает относиться к учёбе поверхностно.
Как правильно поступать родителям? Один из ключевых моментов – постепенно передавать ребёнку ответственность за своё обучение. Вот несколько работающих советов.
* Постарайтесь понятно объяснить ребёнку, что его учёба в школе, а также в колледже или вузе, является его личной ответственностью. Родители могут лишь поддерживать и по возможности помогать, но ребёнок должен самостоятельно выполнять задания, готовиться к школе. Пусть он не всё будет делать правильно, но это его собственный опыт!
* Учите планированию. Покажите, как составлять расписание, расставлять приоритеты, планировать каждый свой день. Поощряйте его следовать этим планам и контролировать свои шаги.
* Позвольте ребёнку принимать решения относительно своей учёбы, такие как выбор кружков, участие в дополнительных занятиях или разработка собственных методов обучения. Это укрепит его чувство собственной ответственности.
* Поощряйте самооценку и внутреннюю мотивацию. Это очень важно! Помогайте ему осознавать свои достижения и взращивать внутреннюю мотивацию к учёбе.
Передача ответственности за учёбу происходит не за один день, на это нужны время и ваше терпение. Но бывают ситуации, когда хорошие оценки больше нужны самим родителям, чем ребёнку. Тут взрослым важно понять, что не надо сравнивать своего ребёнка с другими! Все дети разные, и надо признавать его индивидуальные способности и стремления.

___________________________________________________________________________________

Примерные фразы для установки на ответственность
* Теперь главная задача – учёба, поэтому важно, чтобы игры и развлечения не отвлекали тебя от неё.
* Ты уже хорошо знаешь школьные правила, привык к учителю и одноклассникам, а, значит, можно сосредоточиться на знаниях.
* Оценки – это показатель твоего отношения к учёбе, и именно за них ты несёшь ответственность.
* Впереди новые предметы, которые помогут тебе определиться с выбором будущей профессии.
* Результаты экзаменов напрямую связаны с твоим будущим, поэтому важно заранее продумать стратегию подготовки и с первых дней учебного года настроиться на серьёзную работу.

___________________________________________________________________________________


Причиной такой ситуации также может стать проекция личных неудач. Родители могут проецировать свои собственные неудачи и разочарования на своего ребёнка. Они могут видеть школьные оценки как подтверждение своих собственных неуспехов в жизни.
Дорогие родители, обращайте больше внимания на процесс, а не только на результаты! Как ребёнок учится, какие усилия он прикладывает – это всё имеет значение. Поддерживайте стремление ребёнка к обучению и развитию. Доброжелательная и поддерживающая реакция со стороны родителей поможет создать благоприятную обстановку для ребёнка и его учебных успехов.

Самостоятельность

В жизни каждого родителя наступает момент, когда важно сделать шаг в сторону и позволить ребёнку взять ответственность за свои поступки и учёбу. Это не значит оставить его без помощи, а скорее научить действовать самому, не рассчитывая на постоянную поддержку взрослых.
Попробуйте постепенно сокращать время, которое вы проводите рядом с ребёнком во время выполнения домашнего задания. Напоминайте, что он сам отвечает за результат. Такой подход воспитывает дисциплину и уверенность в себе.
Что надо помнить.
* Создавайте условия для принятия решений как личных, так и совместных.
Давайте посильные поручения, не делайте работу за ребёнка, обязательно благодарите за старания.
* Уважайте мнение ребёнка, обсуждайте с ним семейные вопросы и советуйтесь при принятии решений.
* Ошибки обсуждайте в позитивном ключе: это не поражение, а новый опыт.
* Поддерживайте инициативу и самостоятельные суждения ребёнка, помогайте ему формировать собственную позицию.
Самостоятельность не приходит сразу, но шаг за шагом ребёнок учится верить в свои силы и понимать, что он способен справляться с задачами. И именно это станет залогом его будущих успехов!

___________________________________________________________________________________

Уровни самостоятельности школьников
Низкий – характеризуется отсутствием инициативы и отказом от выполнения поручений.
Средний – говорит о стремлении к самостоятельности, но не исключает посторонней помощи.
Высокий – означает способность действовать без внешней помощи независимо от условий и обстоятельств.

___________________________________________________________________________________

Поддержка

Никто не застрахован от школьных трудностей. Конфликты с одноклассниками, недопонимание с учителями, сложности в учёбе – всё это часть школьной жизни. Но есть одна важная истина: ребёнку гораздо проще справиться с проблемами, если он знает, что дома его ждут поддержка и понимание.
Прямо сейчас скажите ребёнку простые, но важные слова: «Мы с тобой. Мы всегда поддержим тебя. Мы поможем тебе и никогда не оставим одного». Эти фразы формируют у ребёнка чувство безопасности и доверия.
Пусть ребёнок знает, что он может честно рассказать вам о любой ситуации в школе. Вместе находите решения, но не пытайтесь решать все проблемы за него, важно, чтобы он учился справляться и самостоятельно.
И ещё: не требуйте блестящей успеваемости с первых же дней сентября! Переход от летних каникул к школьным нагрузкам требует времени. Несколько недель уйдёт на адаптацию, и это нормально.
Разговаривайте с ребёнком как можно чаще! Спрашивайте, какие предметы ему нравятся, а какие даются с трудом, какое впечатление произвели новые учителя, как складываются отношения с одноклассниками, особенно если состав класса изменился. Такие беседы помогают не только лучше понимать переживания школьника, но и вовремя замечать возможные трудности.
Если вы планировали новые занятия, постарайтесь не перегружать ребёнка в начале учебного года. Дополнительные кружки лучше распределить так, чтобы они не совпадали с первыми школьными неделями. Постепенное включение поможет избежать усталости и раздражительности. Посетите пробные занятия вместе с ребёнком. Это позволит ему заранее познакомиться с преподавателями и ребятами, снять напряжение и повысить интерес к новым увлечениям.

___________________________________________________________________________________


Дети, которые понимают обоснованность своих действий, легко берут на себя ответственность за выполнение различных задач. Они не испытывают трудностей в общении и уверены в себе.

___________________________________________________________________________________

Планирование

Я уже говорила о важности для ребёнка такого навыка, как умение планировать свой день. Раскрою эту тему чуть шире.
* Умение планировать свой день – один из важнейших навыков, который пригодится ребёнку не только в школе, но и во взрослой жизни. Родители могут сыграть ключевую роль в том, чтобы научить сына или дочь правильно распределять время, избегать лишнего стресса и находить баланс между учёбой и отдыхом.
* Организовать учебный процесс проще, если использовать расписания и графики. Сделайте вместе со школьником табличку, где будут отмечены дни выполнения домашних заданий по каждому предмету. Повесьте её на видное место. А для детей, которые уверенно пользуются смартфоном, отличным решением станет электронное расписание – планировщик или календарь в телефоне. Важно не столько то, в какой форме вести учёт дел, сколько то, чтобы ребёнок постепенно учился самоорганизации.
Планирование дня учит ребенка распределять время, оценивать приоритеты и быть ответственным за свои дела. Это не только снижает стресс в школьные годы, но и становится надёжным инструментом для будущей взрослой жизни. Помогите ребёнку освоить этот навык шаг за шагом, и вы увидите, как легче станет справляться с учебной и психологической нагрузкой.

____________________________________________________________________________________

Организованность — важный навык, который помогает детям и подросткам в учебе, работе и повседневной жизни. Привычка убирать игрушки, аккуратно складывать одежду и книги формирует у ребёнка чувство ответственности и порядок в мыслях.
В дальнейшем это перерастает в умение ставить цели, соблюдать сроки, принимать решения и даже делегировать задачи. Интересно, что в школе дети часто проявляют эти качества лучше, чем дома. Важно помочь им перенести полезные привычки и в семейную жизнь.
Организованный ребёнок вырастает взрослым, который умеет ценить своё время и уважает границы других!

___________________________________________________________________________________

Наша цель – чтобы ни один ребёнок не страдал от психологического прессинга
Елена ПЕТРЕНКО: «Инициативы вице-министра нужные и своевременные»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».