В октябре на канале YouTube вышло резонансное интервью преподавателя истории школы-гимназии №5 «Таңдау» города Кокшетау Алии Ахетовой корреспонденту CBS MEDIA Шанхи Голубевой. Мне хотелось бы сделать несколько замечаний в связи с этим выступлением.
В своём интервью преподаватель критически высказалась об обновлённой учебной программе. «Страх, тревога, стресс, заведомое ожидание отрицательного результата – это те чувства, которые появились лично у меня в связи с так называемой «обновлёнкой», - заявила Ахетова. Также преподаватель высказалась о борьбе с коррупцией, системах СОЧ и СОР. Алия Ахетова считает, что реального повышения зарплаты для учителей нет. «Учителя едят в долг в столовой! Вот он, наш статус», - сказала женщина в ходе интервью.
Видео со скандальным интервью просмотрели 500 тысяч человек. После того как Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил разобраться в ситуации, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов лично встретился с Алией Ахетовой. «Мы встретились, поговорили достаточно подробно. Состоялся хороший диалог. Мы намерены и дальше такую работу проводить. По ряду поднимаемых вопросов уже приняты решения». Министр отметил, что готов выслушать критику от любого педагога. «Не буду сейчас давать оценку содержанию данного материала. Просто важно понимать, что каждый учитель и родитель имеет право на выражение своего мнения. Наша же с вами задача – услышать эти предложения и замечания», - написал Аймагамбетов на своей странице в Facebook. Также министр отметил, что президент страны дал поручение учесть предложения педагога и внедрить их в дальнейшую работу.
Итак, каждый учитель и родитель имеют право на выражение своего мнения. Уже не раз приходилось вступать в полемику по поводу обновлённой программы содержания образования. В первые годы это были домохозяйки и завсегдатаи социальных сетей, мало осведомлённые и некомпетентные в том, какие сейчас происходят перемены в сфере образования. Затем был спор по поводу статьи молодой журналистки Татьяны Назарук на странице областного еженедельника «Наша газета». Стаж педагогической деятельности у меня не меньше, чем у уважаемой Алии Ахетовой, некоторые моменты её выступления вызывают несогласие, поэтому я решил вступить с ней в полемику.
«Страх, тревога, стресс, заведомое ожидание отрицательного результата - это те чувства, которые появились лично у меня в связи с так называемой «обновлёнкой», - откровенно признаётся педагог, ничем, правда, не аргументируя свои слова. Не буду лукавить, в первые годы работать по «обновлёнке» было очень трудно, многих учителей, а родителей тем более, посещали подобные эмоции. Но прошло уже три года, многое изменилось, педагоги научились работать по новому содержанию образования, увидели, ощутили его несомненные преимущества. В июне 2017 года на курсах по обновлённому содержанию образования наш тренер из Тараза Жанар Хайрушева уверенно заявила, что первые три года будет тяжело, дальше станет легче, потому что вырастет новое поколение, за парты пятого класса сядут дети, которые с первого класса обучались по новой системе.
Учитель начальных классов Любовь Борзенкова, за плечами которой 40 лет педагогического стажа, работала и по советской системе, и по казахстанской, а сейчас по «обновлёнке», опытному педагогу есть, с чем сравнить. Весной Любовь Анатольевна выпустит четвёртый класс, который все четыре года обучается по новой системе. «Со всей ответственностью заявляю, что эти дети сильнее прежних, обучавшихся по старой системе, дети хорошо читают, пишут, рассуждают, умеют высказывать своё мнение, - рассказывает Любовь Анатольевна, - мы много работаем с текстами, поэтому ребята и грамотно пишут, и быстро читают. Никакого страха, тревоги, стресса мы не испытываем, дети уверены в своих силах». Солидарна с коллегой и учитель английского языка Ксения Малофеева, утверждающая, что дети стали намного раскованнее и увереннее, свободно говорят на многие современные темы. «Не всем учителям по душе новая система, - соглашается Любовь Анатольевна и даже объясняет причину. – Просто многие педагоги консервативны, тяжело привыкают к переменам, не хотят идти в ногу со временем».
«Хочу сказать, что это очень жестокий, бесполезный, злой эксперимент. Почему? Если честно сказать, у детей нет интереса, у них нет стимула, нет, по большому счёту, заинтересованности в каждом уроке. Они только ждут, чтобы заработать оценку. Потому что у них дома спросят: «Что ты получил?». Оценка всегда была методом морального стимулирования детей», - заявляет Алия Ахетова. Странно слышать эти слова от опытного педагога, многие наши учителя как ставили, так и продолжают ставить «свои» оценки в отдельных журналах и ученических дневниках, и дети уже давно поняли, что отметки за СОР и СОЧ не являются определяющими при оценке их знаний за четверть, самым главным для учителя является каждодневный труд ученика на уроках и дома, желание и стремление трудиться, учиться, расти и развиваться.
«Другая страшная беда, что в интернете школьники находят ответы на все тесты. И опять-таки получается ложь и лицемерие», - продолжает Алия Ахетова. Эту тайну наши педагоги тоже давно вычислили и нашли успешные методы борьбы с ней, а с этого учебного года уже и министерство обязало учителей самим составлять СОР и СОЧ либо вносить коррективы в рекомендуемые, чтобы нерадивые школьники не смогли воспользоваться ответами из интернета.
Как отмечает далее педагог из Кокшетау, в прошлом году она получала 80 тысяч тенге, так как на аттестационных экзаменах не смогла ответить на «дурацкий» и неправильно составленный вопрос, что лишило её возможности повысить на 40% размер своей зарплаты. На Национальном квалификационном тестировании по предмету даётся 80 вопросов, и если она не смогла ответить на один некорректный вопрос, а такие вопросы попадались всем, оставалось ещё 79 вопросов. Педагогу-мастеру достаточно было правильно ответить на 64 вопроса, а педагогу-исследователю – на 56 вопросов, так что шансов у Алии Ахетовой было предостаточно. Один вопрос из 80 никак не может отнять возможность повысить заработную плату. И потом, многие наши учителя сдавали НКТ второй раз, если у них есть результаты, есть достижения, они достойны повышения зарплаты, которое предоставляет государство, почему им этим шансом не воспользоваться? Честно говоря, никакого унижения, страха, шмона, как пишет Алия Ахетова, на пунктах НКТ не было, всё было корректно. Да, многие учителя испытывали объяснимое и вполне понятное волнение, но это не страх, никто никого не пугал, наоборот, поддерживали. Те педагоги, которые отлично знают свой предмет, даже и волнения не испытывали, в них кипел спортивный азарт доказать свой уровень. Вот что вызывало справедливые нарекания, так это вопросы по методике, педагогике и психологии, но в министерстве оперативно среагировали на замечания учителей и снизили пороговый уровень до 9 баллов из 30.
С чем согласны наши учителя с коллегой из Кокшетау, так это с тем, что мы не избавились от бумажной волокиты. Ещё один вопрос, с которым мои коллеги солидарны: какая может быть коррупция в учительской среде? Учитель и коррупция – понятия несовместные по определению.
Во время расследования вопроса не мог не спросить самих школьников, которые учатся по новой программе. Ребята, которые первыми испытали на себе нюансы «обновлёнки», порадовали рассудительными ответами. По мнению семиклассников, обновлённая программа требует большей самостоятельности, если в течение изучения раздела работаешь неактивно, что вполне возможно, ведь оценки не ставятся, то СОРы и СОЧи сдавать очень трудно, надо хорошо знать всё пройденное. Ребятам нравятся современные темы, они расширяют кругозор, позволяют быть в курсе жизни общества, заставляют задумываться о многих вопросах, развивают мысль. Кстати, говорить хотя бы о промежуточных результатах «обновлёнки» пока рано. Это можно сделать лет через 10-15 , говорят эксперты. Поживём – увидим.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель СШ №14, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.