Педагог – ученик – родитель: вечный проблемный треугольник. И в последнее время особенно остро проявляются проблемы, связанные с этим треугольником.
Конечно, это только лишь рассуждения и свой взгляд, учитывая и педагогический опыт (около 30 лет), и новое поколение детей (воспитанных на гаджетах), и новое поколение родителей (которым все вокруг обязаны и должны). Но всё-таки несколько мыслей озвучу.
Рассматриваем исключительно коллектив по интересам, например, хореографический. Вы привели своего ребёнка в новую для него, неизвестную и непонятную среду, где его заставляют прыгать, бегать, тянуть ноги, падать, вставать, снова падать и обязательно снова вставать. Чужие дяди и тёти. Рядом чужие дети, которых тоже любят свои родители. Вы сами привели ребёнка сюда. Дверь всегда открыта. Насколько ваш выбор правильный, зависит только от вас. Вы были на последних концертах этого коллектива? Как выглядят старшие составы? Как они одеты? Какое образование у педагогов? Кто они? Как говорит педагог, как он выражает свои мысли? Поймите: вы привели ребёнка не учить танцам, вы привели его на воспитание! Ваш ребёнок будет впитывать всё то, что его окружает: речь, другие дети, педагоги, эстетика, сам воздух помещения, цвет, звуки... И говорить через несколько лет он будет так, как говорят здесь. И дружить он будет с этими детьми.
Подумайте ещё раз. Итак, вы решили: ваш ребёнок будет ходить именно сюда. Тогда принимайте правила этого коллектива. Нравится вам это или нет.
Пункт первый: результаты будут. Обязательно. Но через время. Иногда это через два-три года, благодаря природным данным (внешность, гибкость, растяжка, чувство ритма, музыкальный слух, физическая выносливость, обаяние, аналитический склад ума, логика, интуиция). Чаще это всё приобретается в процессе, через 7-8 лет. Благодаря труду, усердному и ежедневному. И это надо обязательно понимать и объяснять своему ребёнку. Стараться, ещё раз стараться, не бояться пробовать многократно. Первый раз обязательно не получится! Нужно ещё сто раз. На сто первый результат будет!
Пункт второй: танец – голодный вид искусства. Это трудно принять, но необходимо. На сцене эстетика предполагает стройность. Но даже не в этом дело. Возьмите пятилитровую бутыль с водой. Попрыгайте два-три часа с ней. Устали? А теперь вспомните, что ребёнок втрое меньше весом. А в наше время, время фастфудов и химии, 5-6 кг лишнего веса у детей уже норма. А это опасность травматизма, прежде всего. Больная спина, колени, ноги, усталость, депрессия. Не суйте ребёнку пирожок, дайте лучше яблочко. И не надо запивать колой, лучше водичкой. А ещё лучше дома приучить вставать на весы. Сходите к диетологу, проконсультируйтесь у специалистов.
Пункт третий: никогда не обсуждайте педагога и его личную методику дома вслух с вашим ребенком. Никогда! Вы создаёте сразу две проблемы: недоверие и отторжение тех, к кому он завтра пойдёт, и главное – он может не доверять вам самим, потому, что уже любит своих педагогов.
Вы сами привели своего ребёнка к педагогу. Если что-то не так, дверь всегда открыта... В конце концов, педагог ведь не приходит к вам домой и не советует, как вам готовить борщ своему мужу, и не показывает, как пылесосить ваш ковёр. Поэтому оставьте при себе ваши мысли, как надо заниматься педагогу с детьми. А ещё лучше, возьмите себе 20-30 детей на воспитание, прежде чем учить других.
Пункт четвертый: не требуйте и не ждите похвалы от педагога. Педагог сам знает, когда можно похвалить. Любите и хвалите своего ребёнка дома, а мы, педагоги, будем требовать, чтобы он работал над собой. Трудился и старался. Развивался, был требовательным к себе, внимательным к педагогам, вежливым к старшим, добрым, образованным. Чтобы стать лучше – не других, а лучше себя самого вчерашнего.
Сам процесс обучения, воспитания и самообразования гораздо важнее того, в какой линии танцует ребёнок и как высоко он подпрыгивает. Сложно представить и принять, но с годами педагоги знают ребёнка (к сожалению) лучше родителей. Знают их проблемы, проблемы в семье, проблемы в отношениях с другими детьми, проблемы подросткового периода. Самого непредсказуемого. Часто подростки доверяют педагогам то, что не знают мамы и папы. Им, подросткам, так легче. И надо это принять и понять. Иногда даже и прислушаться к мнению педагога, так как мы порой решаем конфликты, споры, проблемы в коллективе между детьми, которые не могут решить родители.
Коллектив, ансамбль танца – это когда много детей. Талантливых и не очень, разных. И у всех есть родители, которые верят и любят своего. А результат будет, когда все эти дети начнут двигаться дальше, выше и вместе. Под чутким и любящим, но чаще строгим и требовательным руководством педагога. Спасибо за прочитанный текст. Отдельно спасибо за понимание, за ваше время, ваше доверие и за ваших детей!
Надежда ЛЕЖНИКОВА,
преподаватель хореографии Детской музыкальной школы, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.