В этом году у нас знаменательное событие – присвоение колледжу имени Героя социалистического труда Камшат Доненбаевой. на фоне этого яркого события проходит много мероприятий: открытие музея, концерты, конкурсы и классные часы на темы героев и подвигов.
И вот, говоря о ней, об этой без сомнения героической женщине, задумываюсь о том, что раньше сама категория «подвиг» была проще и понятнее. В детстве, читая книги про пионеров-героев, про летчика Маресьева, слушая на уроках истории про Кантарию и Егорова, про стахановцев и разведчиков, я всё понимала. Понимала, что закрыть своим телом вражеское орудие – подвиг, выдержать ужасные пытки и не выдать своих – подвиг, любить свою страну после десятков лет лагерей, расстрелянных родственников и израненных болевых точек – тоже подвиг. А сейчас? По какой шкале измеряется подвиг? Что надо сделать, чтобы стать героем своего времени и героем, вошедшим в историю?
Повести роту солдат за собой и быть убитым первым с застывшим на губах криком «За Родину!». Или уехать на огромную стройку, в Сибирь, в никуда. Или выполнить пятилетний план за три года. Или раскрыть коварный заговор стран с другой стороны железного занавеса. Вот подвиги ХХ века. А сегодня как? Родить пятерых детей? Заработать миллиард? Написать/спеть пару хитовых песен? Не стать наркоманом, не спиться?… Как? Непонятно…
Современные герои – это в основном спортсмены, политики, ветераны прошедших войн. Но неужели в современном мире нет места подвигу? Разве кто-то оценит попытки рассказать всем, как ты любишь свою Родину? Скорее всего, примут за дешёвый пиар или за очередную демагогию. Или, воодушевившись рассказами о героях-шахтерах, выдававших 100 тонн угля при норме в пять, ты выдашь не одну статью, а пять, проведешь не два урока, а три и задержишься после работы в свое личное «неоплачиваемое» время. Но нужно ли это кому-нибудь?
Мы сегодня чаще всего говорим про подвиг исключительно с юмористическим подтекстом. «Совершила подвиг – прошла мимо очередной сумочки в магазине», – упоённо рассказываем подруге. А она в ответ: «Собрала всю волю в кулак и встала с постели, на пределе своих сил и возможностей провела целый рабочий день в офисе».
Почему так? Почему эта важная, безусловно, нужная категория утратила свой смысл и значение? Почему поколение, воспитанное на пионерах-героях, стахановцах, разведчиках и рассказах очевидцев Великой отечественной войны, не смогло сохранить и передать своим детям это чувство – чувство подвига, чувство возможности совершения подвига. Настоящего, светлого, чистого, во имя чего-то большого, важного. Чтобы на века, через эпохи и поколения. Для детей, для внуков. Чтобы вдохновлять и вести к новым свершениям.
Может, дело в самой природе подвига? Если рассмотреть подвиги, принятые за эталон, безоговорочные и кристально чистые, то их всех объединяет одно: они во имя чего-то/кого-то, вопреки своим интересам. То есть подвиг – это когда отступает личное эго и на его место встают интересы общества.
При каких обстоятельствах твоё собственное желание сладко спать, вкусно есть, размеренно, спокойно жить вдруг отступает, и ты срываешься со словами: «Мама, я поеду, мне надо туда ехать!», «Давай попробуем ещё раз, давай всё сначала?», «Я прощаю тебя, только пообещай так не делать больше»? И нет ни одной рациональной причины так поступить, всё внутри тебя кричит, сигналит красным цветом, предупреждает о «неправильности» выбора. Но ты не можешь по-другому, ты едешь туда, где тебе будет сложно, едешь начинать всё с начала; ты переступаешь через себя и просишь дать шанс опостылевшим отношениям, потому что в этих отношениях маленький ребёнок; ты прощаешь, просто за слова, за обещания не повторять проступка… Просто от этого выбора зависишь не только ты. Просто так надо.
Я считаю, что природа подвига именно в этом, когда от твоего решения зависишь не только ты. Подвиг – это победа духовного над материальным, победа общественного над личным. Когда логика, инстинкты, все отступает и ты падаешь грудью на амбразуру, и выносишь на своих плечах девочку из горящего дома, и, стиснув зубы молчишь на допросе, и продолжаешь любить, любить человека несмотря ни на что. Самопожертвование во имя нематериального, эфемерного, но такого необходимого.
Когда я начинала писать этот текст, я не хотела писать о подвигах, совершённых в войну или на ниве труда. Я хотела написать о человеке, который промолчал на оскорбление в свой адрес и искренне пожалел оскорбляющего. О человеке, который знает способ незаконного обогащения, но не пользуется им. О человеке, который за минимальную зарплату, которой не хватает даже на ипотеку, спасает человеческие жизни, проводя по многу часов в операционной. О человеке, который не идёт по головам своих коллег, строя собственную карьеру. О человеке, который пошёл против всех ради, возможно, единственной любви в своей жизни. О человеке, который смог вернуть своё лицо и доброе имя своими поступками и не мстил людям, из-за которых в какой-то момент всё это потерял. О человеке, который верен своей жене, несмотря на множество соблазнов. О человеке, который, несмотря на разные адреса проживания, любит и пытается строить отношения с дочерью. О человеке, который, несмотря на боль и обиды, не мешает отношениям дочери и отца. Я знаю всех этих людей. Кто-то из них даже я.
В нашей жизни есть место подвигу, просто он стал более личным, утратил универсальность и безусловность для всех. Каждый раз, когда вместо того, чтобы совершать очевидные вещи ради себя и своей выгоды, ты останавливаешься и задумываешься, то ты уже немного пионер-герой. И подвиги есть, и герои есть. Просто система ценностей поменялась. Другая шкала. Вот и всё.
Галина ДРОЖЕНКО,
Боровской профессионально-
технический колледж
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.