В поисках утерянного времени (размышления о краеведении)

Выпуск - №000(000)   :   20.08.2018
246

На протяжении многих лет я занимаюсь изучением истории родного края. Усилия  не пропали даром: написаны и изданы пять книг, опубликованы около сотни статей в областной и республиканской прессе, создан историко-краеведческий музей, посещают который множество людей из разных уголков Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.


Основу музейного материала составляют археологические находки, фотодокументы, семейные архивы, артефакты XVIII-XX веков, документы из архивов Алматы, Москвы, Петербурга, Тобольска, Омска. Здесь представлены все периоды истории края, есть этнографические уголки – фрагменты юрты и русской избы с предметами быта. Музейные экспонаты помогают в работе с подрастающим поколением, вызывают неподдельный интерес к седой старине. В музее идет процесс воспитания гражданина нашего славного Отечества. Здесь представлены материалы о Г.М. Мусрепове, переписка с семьёй писателя, обширный поисковый материал, связанный с юностью классика казахской литературы.

Краеведческая работа в школе является, на мой взгляд, основой при изучении предметов гуманитарного цикла, особенно истории и литературы. Рассматривая найденный в земле артефакт, школьник, образно говоря, примеряет на родной ему край кафтан общей своей истории страны. Он начинает понимать, что общая история, о которой он прочел в учебнике не что иное, как мозаика, собранная из кусочков прошлой истории аулов, сёл, районов, областей, скреплённая единым духом огромного народа. Такое понимание вызывает в душе чувство сопричастности к происходящему.

Существует ряд направлений в краеведении, способствующих развитию чувства Родины у молодого человека. Конечно, серьёзные исследования по определённой проблеме с учениками провести сложно, но научить их азам краеведческого подхода вполне возможно.

Изучение археологии позволяет сделать вывод, что наш степной край был освоен еще в древности. В эпоху энеолита (меднокаменного века) на берегу озера Пресного жили наши предки, использовавшие в быту различные микролиты в медной оболочке, скребки, каменные ножи, наконечники копий. В степи возвышаются выровненные ветрами курганы сакского периода, разграбленные ещё в древности любителями наживы – бугровщиками. Сабит Муканов в «Школе жизни» пишет об одном из них – кургане Сары-Оба. «Жёлтый курган» использовался местными крестьянами, прятавшими в его лисьих норах зерно.

В западной части линии, неподалёку от места, где когда-то провожали цесаревича Николая, лежит видимый со спутника земляной квадрат стометрового редута Сибирского. Он был отрыт в 1782 году колодниками демидовских заводов и драгунами Вологодского полка. Братские захоронения времён гражданской войны в нашей местности  представляют собой небольшие, оплывшие земляные насыпи, не отмеченные на картах.

Местная топонимика даёт большой материал для размышлений. Названия лесов, озер, урочищ и пашен будоражат воображение: по данным профессора Н.А. Ерёмина (Москва) лишь по посёлку Пресноредутскому около 80 названий появились на местности во второй половине XVIII века, да так и остались навсегда. В период основания крепостей появились лес Маяк, лес Татарский, лес Крестовый, озёра обрели названия Канонерское, Хорунжинское, Атаманское, Кожевенное.

Нумизматика представлена монетами, начиная с полушек 1736 года и заканчивая советским периодом истории. Деньги  времён Елизаветы Петровны и Екатерины Великой в изобилии рассыпаны по огородам, в основном, монеты Сибирские. Встречается большое количество разнообразных нательных крестиков из меди и серебра, а также изображение Св. Николая, покровителя казаков.

Архитектура в посёлках линии представляет собой постройки сибирского стиля. В центре крепости в 1805 году был освящён храм во имя Свято-Казанской Божьей Матери. У его стен некогда было богатое кладбище. Доподлинно известно, что здесь покоится прах генерала В.И. де Сент-Лоран (┼1835 г.) и основателя Омского кадетского корпуса Ф.К. Набокова (┼1831 г.). С храмом связано множество легенд.

Сохранились стены домов генерала Н.П. Кубрина и Я.В. Кладенова. В последнем ночевал в августе 1891 года последний российский император Николай II Романов. Об этом он пишет собственноручно в дневнике, копию которого предоставил московский архив.

В Пресногорьковской бывали Ч.Валиханов (1847 г.), академик И.Фальк (1771 г.), всемирно известный путешественник А.Гумбольдт (1829 г.), полярный исследователь А.Миддендорф, классик казахской советской литературы С.Муканов.

 В 1915 году в местной школе учился Баймагамбет Зтулин (Изтолин), который, по словам С.Муканова является классиком казахской поэзии. Талант молодого поэта не развился в полной мере – он был убит в Петропавловске, во время мятежа. В 1919 году в школе преподавал автор романа «Калым», казахский просветитель Испандияр Кубеев.

В 1921 году Пресногорьковское училище окончил Габит Мусрепов, классик казахской литературы, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета КазССР. В разное время в нашей школе учились доктор юридических наук С.М. Жалыбин, драматург и режиссёр Н.В. Коляда, лауреат Ленинской премии М.Ф. Журавлёв, комендант Байконура В.Г. Козлов, военный советник СССР на Кубе генерал Н.А. Киженцев, военный советник СССР в Египте генерал В.Ф. Коляда.

Книги о прошлом Пресногорьковской линии с интересом читают в Казахстане, России, европейских странах – Германии, Франции, Бельгии. Около двух десятков статей посвящены ветеранам Великой Отечественной войны, найдены несколько солдат, пропавших без вести в жестоких боях.

Интерес к историческому прошлому проявился у меня с юных лет. Тогда стайка любознательных подростков вдоль и поперек исколесила территорию бывшего Пресногорьковского района на велосипедах, отмечая на самодельных картах древние курганы и редуты бывшей казачьей линии. В скупых рассказах седобородых стариков о гражданской войне слышалась какая-то непонятная нам горечь, а мы, воспитанные на героике «Неуловимых мстителей», тормошили их своими вопросами о подвигах красноармейцев. Лишь много позже стала понятной недосказанность моих информантов: много было такого в те давние годы, о котором им вспоминать не хотелось, а подчас было просто опасно. В своих книгах, имеющих документальную основу, я постарался максимально точно передать дух того времени. Пробираясь сквозь старославянскую вязь ревизских сказок середины XVIII века  или читая краткие, словно выстрел, сводки с восточного фронта гражданской войны, всегда пытался ощутить этот дух, и передать его читателям на страницах своих книг. Источниковедческую основу их составили воспоминания старожилов, документы 12 архивов бывшего СССР, мемуарная литература, работы историков дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

В «Живой старине Пресногорьковской линии»  поместил расшифровку ревизской сказки (подушной переписи населения) за 1782 год и список запорожцев, сосланных за Каменный пояс в 1771 году, ряд схем перепланировки крепостей, а также страницы дневника последнего российского императора Николая II Романова, который, будучи цесаревичем, в 1891 году проезжал по землям Северного Казахстана.

В книге «Исход»  показал трагедию горьколинейных станиц в начале прошлого века, гибель традиционного уклада жизни сибирского казачества. Сопоставление воспоминаний участников боёв с обеих сторон привели к достаточно объективной оценке действий белых и красных в междуречье Тобола и Ишима в августе-сентябре 1919 года. В мои руки попали воспоминания бывших бойцов Красной армии, которые в целом соответствовали свидетельствам белогвардейцев. В итоге сложилась общая картина тех тревожных дней.

В «Пресногорьковскую казачью линию» с целью показать читателю преемственность боевых традиций поколений включил поисковый материал о ветеранах Великой Отечественной войны («Разведчик», «Солдат из книги Памяти», «Солдатский подвиг», «Старый дневник о войне и любви» и др.). В «Пресногорьковских былях» опубликованы списки погибших на фронтах Великой Отечественной, показан период коллективизации, трудовые будни пресногорьковчан в послевоенные годы. В книгу «Листая старые страницы» вошли краеведческие очерки поискового характера, написанные в последние годы. В настоящее время поддерживаю связь со многими людьми из разных стран, потомками тех, кто живет на страницах моих книг.

Каждый человек, пишущий книги, надеется, что его труды не будут пылиться на полках. Мои книги написаны для людей, упорно пытающихся заглянуть в историю, смахнуть древнюю пыль с найденных артефактов, разглядеть в пожелтевших бумагах что-то важное из прошедшей жизни. Эта тяга к поиску сродни болезни, не отпускающей из года в год. Людей таких  немного, но, думаю, достаточно, чтобы осуществить преемственность поколений и не дать забыть о прошедшем времени молодому поколению.


Сергей ВИНИЧЕНКО,
учитель истории Пресногорьковской СШ, Узункольский район

 

Как школе поможет медиация?
Гульнара АЗГУШКАРОВА: «В медиации нет проигравших, так как достигнутые договорённости всегда учитывают интересы спорящих»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.