Патологии в филологии

Выпуск - №5(553)   :   03.02.2023
17257

Перерыв между выходом второй части «Работы над ошибками» и новой получился большой. А это говорит о том, что авторы стали внимательнее относиться к тому, что и как пишут в газету. Это не может не радовать. Но всё-таки есть ещё чем вызвать филологическую боль редактора, от которой лишь одно лекарство – смех. В общем, набралось некоторое количество весёлых диагнозов, которыми и спешу поделиться с читателями.

Вопрос на согласовании

Довольно часто встречается такой вид филологической патологии, как несогласованность отдельных членов предложения. То есть, вроде бы слова сами по себе правильно написаны, но их порядок, падеж, окончания, склонения таковы, что предложение обретает смысл явно не тот, который автором был задуман, а то и вовсе его теряет. Иногда получается очень забавно.
«Будучи пятилетним ребёнком, бабушка подарила ей сборник произведений…». Не важно, чьих произведений. Не об этом речь. Удивляет, что в пять лет ребёнок уже бабушка. Бывает же такое! 
«А сколько любви было в рисунках домашних питомцев!» И сразу захотелось тоже завести такого питомца-живописца. Это ж какая польза семье! Кот, рисующий в свободное время, может здорово помочь доходами. Картины, нарисованные животными, нынче очень хорошо продаются в Европах. 
«Так как я работаю воспитателем самого маленького возраста я стараюсь детям привить уважение к предкам, чтобы это сделать мы посещаем музей, галерею, краееведческий музей, музей Ы.Алтынсарина также посещали парк культуры, развлекательные центры». Воспитание уважения к предкам в парках и развлекательных центрах, конечно, вызывает некоторые сомнения. Но если учесть, что воспитатель самого маленького возраста, всё становится на свои места. Ну что взять с ребёнка! Работает, как может.
«Организована выставка методической, нормативно-правовой литературы по вопросам искоренения детского труда в сельской библиотеке». И действительно: хватит загружать детей непосильным библиотечным трудом!  Пора искоренить порочную практику привлекать несовершеннолетних к ремонту книг, подклейке обложек и недостающих страниц! Не детское это дело. Вон и правовые нормы об этом говорят. Или не об этом?..
 
Тень на плетень

Можно понять человека, который никогда ничего не писал, а тут вдруг понадобилось наваять статейку. Мысли разбредаются, как непослушные овечки, туман застилает серое вещество… И сложно выразить всё, что накипело на душе. Особенно если не очень-то и накипело, а просто «партия сказала «надо!». В итоге рождаются такие тексты, где слова собраны в произвольном порядке, главное побольше пафоса и типа научности. Глядишь, за модными терминами никто и не углядит отсутствие смысла. Здесь могут встречаться различные виды патологий: и тавтология, и канцелярит, и просто словесная диарея.
«Циклограмма воспитательной работы в колледже разрабатывается воспитательным центром и учитывает все аспекты направлений развития воспитательной деятельности групп». Тут кого-то просто заклинило на проблеме воспитания.
«Практика как форма профессиональной подготовки обучающихся, часть государственных образовательных стандартов. В процессе практики все остальные методы и формы формирования навыков, наполнены смыслом». Тут как в старом приколе из фильма: «- Ты видишь суслика? – Нет. – А он есть». У автора что-то там наполнено смыслом, а читатель его найти не может.
«При этом педагоги должны учитывать, что каждый ребёнок – это своя личность, удивительное явление природы и своя судьба в повседневной жизни каждого ребёнка». Эка завернули! А что сказать-то хотели? 
«По моему опыту, дифференцированное обучение означает обучение одного и того же материала всеми учениками с использованием различных методов обучения и требует организации урока с учителем». Учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал дедушка Ленин. И автору тоже. 
«Стремясь проявить свои физически качества и соревнуясь в меткости, ловкости и скорости, дети выполняли задания на ловкость, меткость и скорость». Проще пареной репы! Сейчас вообще мало кто озабочивается синонимами, словарным запасом и прочей тягомотиной. Обучающихся обучают, воспитанников воспитывают, и нечего голову морочить.
«Применение в практической практике…» Это из текста логопеда. Может, скороговорка такая для развития речи?
«Важный метод укрепления здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни – это обучение обучающихся здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества». Сказать хочется так много, а слов так мало!
«В процессе изучения информатики, ученики закрепляют знания английского языка. В процессе урока у учеников прочно закрепляются знания английского языка, так как учащиеся используют их в процессе изучения информатики и используют на практике». И после первого предложения всё было понятно, но автор решил добить. 
«Даже сухой заголовок учебного учебника…». Бывает учебник так просто, полистать для развлечения, а бывает прямо учебный такой. 
И вот ещё пара заглавных заголовков. «Успех успешной адаптации!». «Взаимное сотрудничество». Ну что тут скажешь… Ой, всё!

Всё смешалось

Нет, не в доме Облонских на этот раз. А в головах некоторых авторов. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». Такой диагноз ставит литературный критик Дмитрий Писарев. Лексические ошибки – наиболее часто встречающееся заболевание, передающееся нечитабельным путём. Вылечиться можно только с помощью словарей и энциклопедий, употребляя их зрительно внутрь головы. 
«Мы узнали о подвиге народа и беспринципном мужестве солдат и офицеров». Тут сложно комментировать. Хочется самого сочинителя обвинить в беспринципности.
«Дети неустанно и яростно рассказывали о своих впечатлениях». А всего-то в музей сходили. Что же им там такого показали?
«Не мало, важную роль в нашем посёлке играет железная дорога». Не мало, а очень важную роль, видимо. Так что аж не до орфографии и пунктуации.
«Одна из главных задач в деятельности образованных учреждений является качество знаний». Ещё бы в образованных учреждениях работали образованные люди…
«На первом этаже оформлен информационный стенд «Права, обязанности и ответственность» в целях освещения учащихся и дальнейшей профилактике». Как говорится, светить всегда, светить везде!
«Педагоги ознакомились с историей латинского алфавита, правописанием, учились говорить на латинице и работать в электронных приложениях по данной теме». Ещё Пушкин писал: «Латынь из моды вышла ныне». Но наши педагоги не лыком шиты, возрождают навык владения этим древним языком.
«Так, например, незаметно прошел «День пиратов», в течении которого провели тематические игры». Скучный день выдался в этом детском саду. Никто его и не заметил.
«Я рассказывала детям, как вести себя, если внезапно наступила ночь…». Обычно ночь предупреждает о своём появлении вечерними сумерками, закатом солнца. Но, судя по всему, бывают ситуации, когда ночная тьма настигает внезапно. И тут, конечно, следует знать, что делать. Даже интересно стало.
«Конкурс поваров показал, что ученики способны приготовить вкусную, а самое главное полезную пищу из подручных средств». Ну, про кашу из топора ещё в народной сказке сказывалось. А в наше сложное время уметь приготовить что-то полезное из всего, что есть под рукой, завидный скилл.
«Программа эстафеты состояла из следующих этапов: стрельба из пневматической винтовки, дартс, лёгкоатлетический пробег». Букву Ё обычно незаслуженно игнорят. А тут решили принципиально использовать. Только вот промашка вышла. 
«Оформлена школьное фае, развешаны общечеловеческие ценности в виде цветка». Аааа!!! За такое авторов хочется «развешать». Без слов.
«Участники олимпиады преобрели дипломы и заняли 1 места». Этот учитель русского языка (на минуточку!), наверное, сама приобрела свой диплом, но никак не заслужила. 
«В связи с чем мной был создан проект «Читающая книга» для детей младшего школьного возраста». Книги уже сами себя читают, раз дети не хотят. 
 «Ну и, конечно, оригинальность, дизайн и техническое решение конструкции были неприемлемым составляющим птичьих домиков». Вот именно, зачем птичьим домикам оригинальные решения! Неприемлемо это для птиц. Чем проще – тем лучше.
«Преподаватели провели вздорной обстановке внеклассные мероприятия». Боже мой, какой вздор!

 
 
Орфография и пунктуация авторов сохранены.


 

Мнение читателя

Почему раздражает неграмотность в переписке?

Потому что это сразу понижает собеседника в наших глазах. Это маркер, сигнализирующий о том, что собеседник – человек с пробелами в образовании.  Этакий минус образу человека. Можно ли ожидать умных мыслей от человека, который не знает, как правильно пишутся слова? Стоит ли продолжать общение? Червь сомнения вгрызается в мозг. А заниматься нудным ликбезом не всегда пристойно, да и не хочется.
То есть формируется, как говорят юристы, презумпция – презумпция малообразованности собеседника. Это ещё не приговор, человек может в ходе общения доказать обратное, изменить это отношение к себе, но для этого нужны какие-то веские аргументы с его стороны.
С другой стороны – нам надо быть терпимее друг к другу. Абсолютная грамотность так же редка, как, наверное, абсолютный слух. Дитмар Эльяшевич Розенталь или академик Зализняк – исключения. Кто из нас без греха? 
Некоторые огрехи я научился особо не замечать. Скажем, общим местом стали проблемы с «тся- ться». Пользуясь случаем, простой лайфхак: не знаете, как пишется глагол? Спросите себя, на какой вопрос он отвечает: если «что делаеТ/что делаюТ?» – нет мягкого знака, пишем «тся». Он извиняеТся. «Что делаТЬ/что сделаТЬ?» – есть мягкий знак, пишем «ться». ИзвиниТЬся. 
Есть, напротив, огрехи, которые как красный сигнал светофора в голове. Совсем глупые ошибки, когда продолжать сохранять искренний интерес к человеку как собеседнику крайне тяжело.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Настольгия по одыкватности
Работа над ошибками-4 - Настольгия по одыкватности
Классики и современники
Впервые книга Абдижамала Нурпеисова «Кровь и пот» оказалась у меня в руках когда я учился в третьем классе. Эту недетскую книгу о суровых буднях аральских рыбак ...
Расскажите о любимых книгах
Расскажите о любимых книгах. Давайте вместе вернём современникам интерес к книгам!
Расскажите о любимых книгах
Расскажите о любимых книгах. Давайте вместе вернём современникам интерес к книгам!

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.