«Великому и могучему» прищемили язык
Будучи рожденной и воспитанной в учительской семье, я всегда испытывала несгибаемое уважение к педагогам, взлелеянное на уверенности, что это самые умные, самые образованные, самые мудрые люди. Еще бы, ведь они учат других! Значит, сами должны знать больше и лучше.
Почему молодые люди сейчас пишут так неграмотно, судя по их постам в социальных сетях, например? Представители старшего поколения ответят: потому что мало читают. И будут правы. Отсутствие постоянной мыслительной деятельности над произведением, недостаток литературной грамотности и визуальных текстовых навыков приводит к тому, что человек не только связную фразу с трудом выстраивает, но и правило «жи-ши» забывает. А когда это происходит с учителем, становится печально вдвойне.
Вот, скажем, в статье о турнире по самбо, проходившем в Костанае, я читаю: «масштаб турнира расшырелся...». Как говорится, без комментариев. А как вам фраза: «являясь под пищиком вашего издания...»? Это пишет учитель из Буревестненской школы. Чесно признаться, я даже не сразу поняла, кем он является... Под кем? Каким пищиком? Потом дошло, это подписчик наш. Но осадочек остался.
«Выставка была посвещана 70-летию Великой Отечественной войне...». Автор – логопед из Рудного, то есть человек, работающий с языком, умеющий четко и правильно произносить слова. Интересно, слово «посвещана» он как для себя объясняет? От слова «свет»? Слово «посвятить» автору, видимо, ни о чем не говорит. О «ща» вообще умолчу, непонятно, откуда оно здесь взялось. Эту короткую фразу можно и дальше изучать, как пример малограмотности. Даже по смыслу она некорректна. Что значит, посвящена 70-летию войны? Победы, а никак не войны.
«Общеобразовательная средняя школа, это гладясь талантов и самородков». Тут с автором из Наурзумского района не поспоришь. Таких самородков поискать. Моя редакторская голова чуть не закипела, пока перевела на литературный русский поразительное в своей новизне слово «гладясь». Только путем логических рассуждений я пришла к выводу, что автор, судя по всему, хотел сказать «кладезь». Про запятую вместо тире перед «это», наверное, уже можно не говорить. Хотя надо бы. Но пунктуация меркнет перед «талантливым» словообразованием.
Наурзумский район вообще радует редакцию забавным отношением к правилам русского языка и словарному запасу. «Участники не только пели песни, но и парадировали певцов». Это про школьный концерт. Пародия, ей Богу! «Гала-концерт прошёл в тёплой атмосфере, пронизанной чувственностью». С орфографией на этот раз все в порядке, но вот атмосфера чувственности… Чувственность по словарю синонимов: сладострастность, сладострастие, сластолюбие, похотливость. «Яркое и запоминающее событие…» Событие, которое способно что-то запомнить, а не запомниться – это открытие. Может быть, пора открыть курсы ликвидации безграмотности?
Со склонениями, спряжениями, окончаниями и прочими согласованиями внутри предложений проблемы возникают довольно часто. «Так отдохнувшиеся, набравшиеся силы учащиеся 12 ноября вновь приступят к занятиям». Это уже из Сарыколя пишут. Ну, переборщили немного с «ся», с кем не бывает. А вот с чем переборщили в детском саду г. Костаная?«Просим Вас добавить в наш материал и напечатать в близжайщем номере». Честное слово, после такого обращения хочется поставить статью не в ближайший номер, а убрать подальше, чтобы не морочить себе голову. Но нельзя, подписчики (под пищики :-)) ) ждут.
«Ребята с огромным интузиазмом дружно взялись за дело» (Костанайский район). «Каждой осенью и весной в школе проходят трудовые диссанты, так называемые субботники». «В фае школы оформлены стенгазеты» (г. Костанай). «Красочные фотоэллюстрации освещающие все области» (Аулиекольский район). Да уж… Энтузиазм явно диссонирует с иллюстрациями, из-за чего десант так и остался в фойе. Шутка юмора такая. Не плакать же.
Очень модная тема сейчас в публикациях наших авторов – функциональная грамотность. Это означает умение применять свои знания в реальной жизни. Все правильно и хорошо. Нужно уметь, где надо посчитать, что надо запланировать и проанализировать, робота собрать, в конце концов, опираясь на знания физики. Но вот к умению обращаться со словом почему-то отношение несколько пренебрежительное. А зря. Ведь можно так вляпаться. «Медалей у дедушки не мало, из них: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «Орден Отечества», «Орден трудового Красного Знамени», медаль «За трудовую работу» (учитель г. Аркалыка). Опустим правила, обратим внимание на смысл. Перечисляются медали и в их числе ордена. Но позвольте, орден и медаль – это разные вещи. Идем дальше. «Орден Отечества». Что это? Есть орден Отечественной войны. А ордена Отечества нет и не было никогда. Медаль «За трудовую работу»… Тут вообще беда. Это все равно, что сказать «За педагогическое учительство», «За деятельное дело», «За умный ум»... Ну нет такой медали! А ведь учитель пишет о собственном дедушке. Неловко даже как-то…
«В понедельник, зайдя в школу, учеников встретил информационный стенд» (г. Житикара). Вы представили себе стенд на ножках, бодро шагающий в школу и приветливо встречающий учеников? А что? Время новых технологий, стенд вполне может быть и таким. Можно только позавидовать такой продвинутой школе.
«Были прочитаны отрывки из произведений Н.Гоголя, А.Чехова, М.Макатаева и других замечательных поэтов». В ШОД «Озат», видимо, не все знают, что Гоголь с Чеховым стихи если и писали, то известны стали вовсе не как поэты. «Директор ТОО им. «Карла – Маркса» предоставил трактор». А вожатая из Костанайского района напрочь забыла кто такой Карл Маркс – немецкий философ, идеолог социализма. По крайней мере, из данного варианта названия ТОО становится непонятно: то ли Карл и Маркс – это два человека, то ли фамилия такая Карл-Маркс, как Соловьёв-Седой, то ли это игра слов вроде «ширли-мырли», поскольку в кавычки взято…
В погоне за «изящным слогом» авторы порой запутываются в словах, что извинительно, конечно, но смешно, как минимум. «Дефиле участниц в грациозных вечерних платьях» (про конкурс красоты в КГУ). Грациозными (по Ожегову, грациозный – исполненный грации, стройный) могут быть сами участницы, но никак не их наряды. «Выставка иллюстрированных плакатов» (Карасуский район). Плакат – это уже в принципе иллюстрация, только большая. Из этой же тавтологической оперы: «Детям очень понравилось инсценированная сценка» (СШ №30). Во-первых, сценка понравилАсь. Во-вторых, сценка – это то же, что инсценировка.
«Борьба с коррупцией является одним из ключевых приоритетов государственной политики государства. Коррупция является крайне негативным явлением». Так бывает, когда человеку нужно побольше написать, а ничего умного в голову не приходит. «Образовательная и воспитательная работа со школьниками по привитию в них коррупционного мировоззрения является частью государственной политики». А вот это уже серьезно. Если бы этот текст вышел в газете так, как приведено здесь, то автору из костанайской школы очень не поздоровилось бы за привитие школьникам коррупционных (а не АНТИкоррупционных) взглядов.
А иногда бывает просто весело. «Главная задача акции: надеемся, что это удалось». «Всё это огромный труд, проделанный всеми сотрудниками детского сада, а также их родителями» (детсад Рудного). Порадовала неприхотливость организаторов акции: на многое они не рассчитывали. И порадовали родители сотрудников детсада, которые до сих пор готовы помочь своим взрослым детям.
Можно долго и много говорить о смешных и грустных ляпах наших авторов, приводить примеры и досадовать на необходимость переписывать присылаемые статьи порой от начала и до конца. Но это моя, редакторская, работа, которую я стараюсь делать хорошо. У учителя тоже есть работа, которую он должен делать хорошо. И я очень хочу верить, что у наших педагогов будет как можно меньше учеников, которые вот так напишут о своем преподавателе: «Я уважаю мою учительницу за её проффисианализм» (ученик 10 класса).
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.