Работа над ошибками-2

Выпуск - №37(332)   :   21.09.2018
230

Критическое мышление, функциональная грамотность – категории, которыми сейчас уверенно оперируют педагоги. Цели эти правильные, нужные. Просто отлично, когда сами учителя подают пример грамотности и умения мыслить. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

После первого выхода статьи о часто встречающихся и до печального смешных ошибках в присылаемых нам материалах поступило немало звонков: одни хвалили за уместную критику, другие ругали за неуважительное отношение к педагогам. Хотелось бы обратить внимание: цель как предыдущего, так и этого материала не в том, чтобы предать осмеянию учительскую профессию, а в том, чтобы обозначить существующую проблему и добиться её решения. Учитель не имеет права быть безграмотным, потому что нельзя требовать от детей то, чего не знаешь сам. Выступая с придирчивым обзором почты (критическое мышление – все за, правильно?), я надеюсь, что наши уважаемые авторы лишний раз задумаются об ответственности за то, как и что они пишут, как и что говорят. Потому что в газете-то редактор исправит. А кто исправит в классе, у доски? Стыдно будет, если это сделает ученик.

Масло масляное

Если кто помнит, была такая премия «Серебряная калоша», которую вручали деятелям шоу-бизнеса за глупые тексты, украденные мелодии и прочие нелепости. По аналогии захотелось учредить свою «антипремию». И первой номинацией будет «Масло масляное» за активное применение тавтологии.

Победителем в этой номинации становится автор фразы «Вместе встретившись и проведя с ними совместное собрание» (Денисовский район). Понятие встретиться уже исключает слово вместе, потому что если не вместе, то и не встреча. Но автору показалось мало, и… контрольный выстрел: «с ними совместное собрание». Бинго!

Вторая премия в этой номинации достаётся (внимание!) преподавателю русского языка и литературы одного из колледжей. «Они поднимают настроение учащимся и настраивают на хороший настрой к уроку». Если кто-то может подумать, что это фейк (а такая спасительная мысль приходит в голову), оставьте сомнения. Оригинал хранится 
в коллекции редакции.

Третье место достойно делят сразу три «масломасляных» сообщения. «Цель мероприятия – воспитывать духовно-нравственное воспитание». Автор из Костанайского района, видимо, так проникся воспитательными задачами, что о другом даже думать уже не может. «Они поделились опытом работы с детьми с особыми особенностями в развитии» (Житикара). Ну, тут без комментариев. «Весь процесс проведения Недели доставил огромное удовольствие как в процессе проведения так и в участвовании» (пунктуация и орфография преподавателя английского языка из Костанайского района сохранены). Судя по всему, на русский язык у этого педагога сил уже не осталось.

И специальный приз – работникам детсада из Лисаковска, которые предлагают «развивать у детей навыки коммуникативного общения». Напомню, цитируя Большую энциклопедию: коммуникативный (лат. communicabilis) – 1. относящийся к перемещению информации от передающего устройства к принимающему устройству. 2. относящийся к общению, характеризующий навыки общения, проявляющийся актами общения.

Точка мнения

Эта номинация – за невнятные тексты с неуловимыми мыслями. В названии «Точка мнения» мы увековечили заголовок статьи автора из Денисовского района. К сожалению, невозможно привести все статьи, поиск смысла в которых напоминает поиски чёрной кошки в чёрной комнате. Поэтому отметим отдельные фразы из таких сочинений. «Восторг вызвал у ребятни богатый арсенал картин, поделок из бумаги выполненные школьниками, посещающими библиотеку в разных нетрадиционных техниках». Вот казалось бы, автор из костанайского колледжа всего лишь забыл кое-где про запятые и запутался в склонениях, а как стало трудно его понять… Или вот еще фразочка того же автора: «Студентов выпускаем в свет с тем богажем знаний кроется основа всех основ». С непонятным «богажем» стало ещё туманнее.

«Профессионал думает о качестве повышения обучения и развитие интереса к своему предмету, всегда ищет наилучший путь к совершенству», – пишет учитель из Житикаринского района. Но что же он хочет выразить этим беспорядочным набором слов? 

«Первые два дня лил дождь, но это никак не помешало ребятам показать свои навыки в разжигании костра для приготовления пищи, петь песни собственного сочинения под гитару на костре». От этого рассказа про слёт краеведов и туристов почему-то повеяло жутью и воспоминаниями об инквизиции.

«И при поддержке моих коллег, результаты нашей работы становятся положительными и актуальными в работе», – пишет педагог из Костанайского района. Такое ощущение, что автор просто не знал, о чём писать. «В настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся». А вот этот сочинитель из Карасуского района высказал оригинальную идею: судя по его тексту, чем меньше дети читают, тем лучше говорят. Интересно, сам-то автор читает вообще? И вот еще ёмкий пример словоблудия, которым часто страдают любители умных изречений, не имеющие умных мыслей: «Как повысить активизацию учащихся» (Затобольск).

Напоследок в этой номинации хочется отметить не авторов, а часто встречающиеся словосочетания: «новое патриотическое сознание» и «патриот своей страны». Почему никому из тех, кто активно применяет эти формулировки, не приходит в голову их бессмысленность? Патриотизм не может быть старым или новым. Он либо есть, либо нет. Чем может отличаться патриотизм современный от того, что был раньше? Сильнее родину любить? А прежде как-то не так её любили? Очень хочется, чтобы детям не забивали головы подобными софизмами. Что касается второго расхожего выражения, напомним определение: патриот – это человек, который ценит, любит, уважает свою страну. То есть патриот чужой страны не существует в природе. «Патриот своей страны» всё равно что «театрал театра», «зритель зрелища», «труженик труда». 

Имени Шарли Пьеро

В номинации имени то ли французского, то ли итальянского сказочника или сказочницы, учреждённой за незнание имён исторических личностей, писателей и названий литературных произведений, мы бы с удовольствием назвали тех, кто далёк от школы. Но увы… Среди наших «победителей» есть учителя русского языка и литературы, которые как никто другой должны безупречно владеть информацией о книгах и их авторах, но не владеют. Названием номинации мы обязаны авторам из Карабалыкского и Сарыкольского районов. Первый сообщил, что «сказки Шарля Пьеро помогают стать добрее, лучшее» (про «лучшее» – это отдельный разговор). Второй рассказал, как «всё в этот день началось со сказок Шарли Перро». Премии в номинации удостоился ещё один представитель Сарыкольского района. Учитель начальных классов поведал о том, как «ребята вместе с Мальвиной, с Буратиной и другими героями книжек окунулись в мир сказок».

«Театральное представление на английском языке по мотивам мультфильма «Гарри Поттер» в стиле Хэллоуин было проведено с детьми старших групп». Об этом нам поведал воспитатель костанайского детсада. Почему-то приходят на ум строки Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди». Так и у автора смешались фильмы, мультфильмы, праздники… 

А бесспорным победителем в этой бесславной номинации становится филолог из Затобольска, которая, перечисляя прочитанные учениками книги, назвала их так: «Вечера на хуторе Близ-Диканьки», «Сказка о царе Султане». Складывается впечатление, что преподаватель русского языка и литературы книг ни Гоголя, ни Пушкина в глаза не видела. Или что-то с памятью её стало…

В качестве бонуса несколько перлов тоже «творческого» направления. «Команды тщетно рассказывали стихи известных авторов, а так же свои авторские произведения». Даже грустно стало за школу из Аулиекольского района, в которой так никто ничего и не рассказал. «Любой, кто желает, может вкусить «пробу пера», – уверяет представитель рудненской гимназии, правда, не объясняет, как же это сделать. «В следующий день выставка «Жизнь прекрасна» порадовала окружающих своими чувственными картинами». Такая выставка состоялась в одной из школ Сарыкольского района. Немного пугает, что чувственные картины именно в детском учреждении нашли место (толковые словари слово «чувственный» чаще всего связывают с плотскими удовольствиями). «В фойе младшего блока был оформлен стенд на тему «В мире сказок», где ребятам предложено ознакомиться с героями сказок на латинском языке». Здесь можно только порадоваться за учеников житикаринской школы, которые с начальных классов познают латынь, несправедливо забытую всеми другими учреждениями образования.

«Лаконично прошел песенный фестиваль среди детей». Об этом сообщил автор из Карабалыка. Ну и хорошо, подумали мы. Многим нашим мероприятиям, докладам, выступлениям не хватает именно что лаконичности, воспетой спартанцами. Последуем их примеру и поставим на этом точку. 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Патологии в филологии
Работа над ошибками-3. Патологии в филологии.
Классики и современники
Впервые книга Абдижамала Нурпеисова «Кровь и пот» оказалась у меня в руках когда я учился в третьем классе. Эту недетскую книгу о суровых буднях аральских рыбак ...
Расскажите о любимых книгах
Расскажите о любимых книгах. Давайте вместе вернём современникам интерес к книгам!
Расскажите о любимых книгах
Расскажите о любимых книгах. Давайте вместе вернём современникам интерес к книгам!

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.