Критическое мышление, функциональная грамотность – категории, которыми сейчас уверенно оперируют педагоги. Цели эти правильные, нужные. Просто отлично, когда сами учителя подают пример грамотности и умения мыслить. Но, к сожалению, так бывает не всегда.
После первого выхода статьи о часто встречающихся и до печального смешных ошибках в присылаемых нам материалах поступило немало звонков: одни хвалили за уместную критику, другие ругали за неуважительное отношение к педагогам. Хотелось бы обратить внимание: цель как предыдущего, так и этого материала не в том, чтобы предать осмеянию учительскую профессию, а в том, чтобы обозначить существующую проблему и добиться её решения. Учитель не имеет права быть безграмотным, потому что нельзя требовать от детей то, чего не знаешь сам. Выступая с придирчивым обзором почты (критическое мышление – все за, правильно?), я надеюсь, что наши уважаемые авторы лишний раз задумаются об ответственности за то, как и что они пишут, как и что говорят. Потому что в газете-то редактор исправит. А кто исправит в классе, у доски? Стыдно будет, если это сделает ученик.
Масло масляное
Если кто помнит, была такая премия «Серебряная калоша», которую вручали деятелям шоу-бизнеса за глупые тексты, украденные мелодии и прочие нелепости. По аналогии захотелось учредить свою «антипремию». И первой номинацией будет «Масло масляное» за активное применение тавтологии.
Победителем в этой номинации становится автор фразы «Вместе встретившись и проведя с ними совместное собрание» (Денисовский район). Понятие встретиться уже исключает слово вместе, потому что если не вместе, то и не встреча. Но автору показалось мало, и… контрольный выстрел: «с ними совместное собрание». Бинго!
Вторая премия в этой номинации достаётся (внимание!) преподавателю русского языка и литературы одного из колледжей. «Они поднимают настроение учащимся и настраивают на хороший настрой к уроку». Если кто-то может подумать, что это фейк (а такая спасительная мысль приходит в голову), оставьте сомнения. Оригинал хранится
в коллекции редакции.
Третье место достойно делят сразу три «масломасляных» сообщения. «Цель мероприятия – воспитывать духовно-нравственное воспитание». Автор из Костанайского района, видимо, так проникся воспитательными задачами, что о другом даже думать уже не может. «Они поделились опытом работы с детьми с особыми особенностями в развитии» (Житикара). Ну, тут без комментариев. «Весь процесс проведения Недели доставил огромное удовольствие как в процессе проведения так и в участвовании» (пунктуация и орфография преподавателя английского языка из Костанайского района сохранены). Судя по всему, на русский язык у этого педагога сил уже не осталось.
И специальный приз – работникам детсада из Лисаковска, которые предлагают «развивать у детей навыки коммуникативного общения». Напомню, цитируя Большую энциклопедию: коммуникативный (лат. communicabilis) – 1. относящийся к перемещению информации от передающего устройства к принимающему устройству. 2. относящийся к общению, характеризующий навыки общения, проявляющийся актами общения.
Точка мнения
Эта номинация – за невнятные тексты с неуловимыми мыслями. В названии «Точка мнения» мы увековечили заголовок статьи автора из Денисовского района. К сожалению, невозможно привести все статьи, поиск смысла в которых напоминает поиски чёрной кошки в чёрной комнате. Поэтому отметим отдельные фразы из таких сочинений. «Восторг вызвал у ребятни богатый арсенал картин, поделок из бумаги выполненные школьниками, посещающими библиотеку в разных нетрадиционных техниках». Вот казалось бы, автор из костанайского колледжа всего лишь забыл кое-где про запятые и запутался в склонениях, а как стало трудно его понять… Или вот еще фразочка того же автора: «Студентов выпускаем в свет с тем богажем знаний кроется основа всех основ». С непонятным «богажем» стало ещё туманнее.
«Профессионал думает о качестве повышения обучения и развитие интереса к своему предмету, всегда ищет наилучший путь к совершенству», – пишет учитель из Житикаринского района. Но что же он хочет выразить этим беспорядочным набором слов?
«Первые два дня лил дождь, но это никак не помешало ребятам показать свои навыки в разжигании костра для приготовления пищи, петь песни собственного сочинения под гитару на костре». От этого рассказа про слёт краеведов и туристов почему-то повеяло жутью и воспоминаниями об инквизиции.
«И при поддержке моих коллег, результаты нашей работы становятся положительными и актуальными в работе», – пишет педагог из Костанайского района. Такое ощущение, что автор просто не знал, о чём писать. «В настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся». А вот этот сочинитель из Карасуского района высказал оригинальную идею: судя по его тексту, чем меньше дети читают, тем лучше говорят. Интересно, сам-то автор читает вообще? И вот еще ёмкий пример словоблудия, которым часто страдают любители умных изречений, не имеющие умных мыслей: «Как повысить активизацию учащихся» (Затобольск).
Напоследок в этой номинации хочется отметить не авторов, а часто встречающиеся словосочетания: «новое патриотическое сознание» и «патриот своей страны». Почему никому из тех, кто активно применяет эти формулировки, не приходит в голову их бессмысленность? Патриотизм не может быть старым или новым. Он либо есть, либо нет. Чем может отличаться патриотизм современный от того, что был раньше? Сильнее родину любить? А прежде как-то не так её любили? Очень хочется, чтобы детям не забивали головы подобными софизмами. Что касается второго расхожего выражения, напомним определение: патриот – это человек, который ценит, любит, уважает свою страну. То есть патриот чужой страны не существует в природе. «Патриот своей страны» всё равно что «театрал театра», «зритель зрелища», «труженик труда».
Имени Шарли Пьеро
В номинации имени то ли французского, то ли итальянского сказочника или сказочницы, учреждённой за незнание имён исторических личностей, писателей и названий литературных произведений, мы бы с удовольствием назвали тех, кто далёк от школы. Но увы… Среди наших «победителей» есть учителя русского языка и литературы, которые как никто другой должны безупречно владеть информацией о книгах и их авторах, но не владеют. Названием номинации мы обязаны авторам из Карабалыкского и Сарыкольского районов. Первый сообщил, что «сказки Шарля Пьеро помогают стать добрее, лучшее» (про «лучшее» – это отдельный разговор). Второй рассказал, как «всё в этот день началось со сказок Шарли Перро». Премии в номинации удостоился ещё один представитель Сарыкольского района. Учитель начальных классов поведал о том, как «ребята вместе с Мальвиной, с Буратиной и другими героями книжек окунулись в мир сказок».
«Театральное представление на английском языке по мотивам мультфильма «Гарри Поттер» в стиле Хэллоуин было проведено с детьми старших групп». Об этом нам поведал воспитатель костанайского детсада. Почему-то приходят на ум строки Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди». Так и у автора смешались фильмы, мультфильмы, праздники…
А бесспорным победителем в этой бесславной номинации становится филолог из Затобольска, которая, перечисляя прочитанные учениками книги, назвала их так: «Вечера на хуторе Близ-Диканьки», «Сказка о царе Султане». Складывается впечатление, что преподаватель русского языка и литературы книг ни Гоголя, ни Пушкина в глаза не видела. Или что-то с памятью её стало…
В качестве бонуса несколько перлов тоже «творческого» направления. «Команды тщетно рассказывали стихи известных авторов, а так же свои авторские произведения». Даже грустно стало за школу из Аулиекольского района, в которой так никто ничего и не рассказал. «Любой, кто желает, может вкусить «пробу пера», – уверяет представитель рудненской гимназии, правда, не объясняет, как же это сделать. «В следующий день выставка «Жизнь прекрасна» порадовала окружающих своими чувственными картинами». Такая выставка состоялась в одной из школ Сарыкольского района. Немного пугает, что чувственные картины именно в детском учреждении нашли место (толковые словари слово «чувственный» чаще всего связывают с плотскими удовольствиями). «В фойе младшего блока был оформлен стенд на тему «В мире сказок», где ребятам предложено ознакомиться с героями сказок на латинском языке». Здесь можно только порадоваться за учеников житикаринской школы, которые с начальных классов познают латынь, несправедливо забытую всеми другими учреждениями образования.
«Лаконично прошел песенный фестиваль среди детей». Об этом сообщил автор из Карабалыка. Ну и хорошо, подумали мы. Многим нашим мероприятиям, докладам, выступлениям не хватает именно что лаконичности, воспетой спартанцами. Последуем их примеру и поставим на этом точку.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.