Национальная идея «Мәңгілік ел» красной нитью проходит через весь курс обновлённого содержания образования, расширяет взгляды учеников на традиции и обычаи, образ жизни, историю своего и других народов, воспитывает толерантность, формирует представление об универсальных общечеловеческих ценностях.
Идея «Мәңгілік ел» в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и внедрению духовно-нравственных ценностей вошла в учебные программы школьного образования. Уважение к разнообразию культур и мнений требует проявления личностных, межличностных и межкультурных компетенций. Сквозь разделы «Мир вокруг нас», «Мой родной край» с 1 по 4 классы проходят темы «Моя страна», где идея «Мәңгілік ел» отчетливо видна. В разделе «Традиции и фольклор» проходит тема «Моя Родина – Казахстан», изучаются поведенческие нормы, рассматриваются образы героев.
Тему «Мәңгілік ел» раскрывать в начальных классах необходимо, т. к. не донеся до ребёнка в раннем возрасте, что такое любовь к Родине, долг перед ней, перед своим народом, конституционные обязанности каждого гражданина, в старших классах сформировать настоящего патриота становится тяжелой, а иногда и невыполнимой задачей.
Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. Начиная с 1 класса в работу можно включать задания для расширения кругозора учеников по основам окружающего мира. В обновлённом содержании сквозные темы проходят по всем дисциплинам. В теме «Мир вокруг нас» задаём вопросы и задания по изучению истории родного села, края, города, своей страны. Знакомим с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей, почему в нашем государстве такие государственные символы, что они означают, откуда появились. В теме «Моя страна» рассказываем, какими полезными ископаемыми богат Казахстан, какую они играют роль в экономике нашей страны.
Патриотов не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. В теме «Моя семья и друзья» учим уважать людей, не предавать друзей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствуют спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, учатся взаимовыручке. Необходимо проводить классные часы на темы «Страницы Великой Отечественной войны», «Народ Казахстана в Великой Отечественной войне» и др.; конкурсы чтецов, рисунков, поделок, памятных знаков, посвящённых победе в Великой Отечественной войне.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности. Податливость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешной реализации идеи «Мәңгілік ел». Ученики испытывают привязанность к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению.
В процессе занятий физической культурой и спортом, проводя конкурсы, соревнования, развиваем морально-волевые качества детей, воспитываем силу, ловкость, выносливость, стойкость и дисциплинированность. Проводя операции «Оживи родник», «Озеленение», «Сбережем свой край» и др., мы проводим и экологическое воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охраны и изучения природы родного края.
Реализуя национальную идею «Мәңгілік ел», можно использовать в работе народную тематику: фольклор, поэзию, сказки, эпос, лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богат Казахстан, что составляет стержень национального характера. Такую работу можно осуществлять на уроках ИЗО и технологии.
Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает школьников знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребёнка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Лаула ЖАНАЛИНА,
старший преподаватель
филиала АО НЦПК «Өрлеу»,
г. Костанай
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.