На пути перемен

Выпуск - №16(362)   :   02.05.2019
1036

Наука, техника и образование вышли на новый уровень развития, интернет открыл путь для эффективного общения, саморазвития и сетевого взаимодействия. Но давайте остановимся и оглянемся по сторонам.

Современное поколение с трудом отличает плохое от хорошего, всё свободное время проводит за компьютерными играми, в социальных сетях, ставя бесконечные лайки друг другу, поддаваясь негативному воздействию со стороны радикальных объединений. 

Конечно, родители стремятся обучить ребёнка в соответствии со стандартами и приоритетами современного общества иностранным языкам, компьютерной грамотности для получения престижного образования и дальнейшей хорошей карьеры. Но если ограничиться только этими целями, то в итоге вырастает дитя прогресса, которое не знает представлений о том, что такое общечеловеческие ценности, качества, присущие не уму, а сердцу: любовь и сострадание, порядочность и справедливость, терпимость и уважение. Разве именно не в этом нуждается наш беспокойный мир?

Безусловно, изменить ситуацию может только образование, на современном этапе оно должно не только давать знания и прививать навыки, полезные для жизни, но, прежде всего, формировать нравственный стержень ребёнка. С этой целью в нашей стране разработана программа нравственно-духовного образования «Самопознание». Цель программы – актуализация ценностного потенциала системы образования и общества в целом в развитии духовно-нравственных качеств и раскрытии творческих способностей детей и учащейся молодежи как фактора обеспечения устойчивого развития личности, общества и государства. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека как обладающего не только биологической и социальной, но и духовно-нравственной природой.

Этот предмет призван помочь учащимся осознать главные жизненные ценности и человеческие качества, которые окажут им содействие в достижении счастья и жизненного успеха в современном мире. Сущность самопознания заключена в изменении направленности воспитания с материального на духовное, в воспитании у детей потребности в непрерывном самосовершенствовании. Только поднимаясь в своём духовном развитии, можно научиться делать выбор, несущий благо себе и другим. 

В условиях постоянно изменяющегося мира самопознание, безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику внести реальный вклад в формирование и развитие стержневых качеств личности: духовности, гуманности, самодостаточности, активности, жизнеспособности.

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев сказал: «Мы вступаем в такой период нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка». И эти слова как нельзя лучше отражают идеи самопознания. Статья задает вектор развития по пути модернизации общественного сознания, затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели мышления. И в этом развитии ключевую роль играет самопознание, саморазвитие, стремление каждого казахстанца понять смысл своей жизни, спросить себя: а что я делаю для развития моей Родины? Какой вклад я могу внести в процветание страны? В настоящее время педагогам необходимо активизировать свою деятельность в аспекте духовно-нравственного развития учащейся молодёжи, таким образом, меняя общественное сознание, насыщая его духовными ориентирами и смыслами. Процесс нравственно-духовного образования будет успешен только благодаря единству мысли, слова и дела учителя. Любящий и добрый учитель, который терпелив и скромен, сыграет жизненно важную роль в воспитании учеников. Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи достойных членов общества.

Я, проработав учителем самопознания восемь лет, понимаю, насколько важным является моё предназначение именно как учителя самопознания. И могу с уверенностью сказать, что этот предмет помогает школьникам понять себя, заглянуть внутрь себя, быть добрыми, отзывчивыми, толерантными. На каждом этапе урока ребёнок может высказать своё мнение, раскрыться, поучаствовать в групповой творческой деятельности, которая имеет разный характер и направления. 

Нам, педагогам, нужно быть готовыми к конструктивному диалогу с родительской общественностью, со всеми заинтересованными структурами в реализации поставленных целей и задач, использовать эффективные методы воспитания подрастающего поколения как на уроке, так и во время проведения внеклассных мероприятий, заменяя бесцельное времяпровождение учащихся интересным, содержательным, социально значимым делом. Будущее нашей страны зависит целиком и полностью от того, как мы сумеем выстроить работу, согласно социальному заказу общества, приоритетам времени. 

Елена МЕНЬК,
учитель самопознания 
гимназии, г. Житикара

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.