Наука, техника и образование вышли на новый уровень развития, интернет открыл путь для эффективного общения, саморазвития и сетевого взаимодействия. Но давайте остановимся и оглянемся по сторонам.
Современное поколение с трудом отличает плохое от хорошего, всё свободное время проводит за компьютерными играми, в социальных сетях, ставя бесконечные лайки друг другу, поддаваясь негативному воздействию со стороны радикальных объединений.
Конечно, родители стремятся обучить ребёнка в соответствии со стандартами и приоритетами современного общества иностранным языкам, компьютерной грамотности для получения престижного образования и дальнейшей хорошей карьеры. Но если ограничиться только этими целями, то в итоге вырастает дитя прогресса, которое не знает представлений о том, что такое общечеловеческие ценности, качества, присущие не уму, а сердцу: любовь и сострадание, порядочность и справедливость, терпимость и уважение. Разве именно не в этом нуждается наш беспокойный мир?
Безусловно, изменить ситуацию может только образование, на современном этапе оно должно не только давать знания и прививать навыки, полезные для жизни, но, прежде всего, формировать нравственный стержень ребёнка. С этой целью в нашей стране разработана программа нравственно-духовного образования «Самопознание». Цель программы – актуализация ценностного потенциала системы образования и общества в целом в развитии духовно-нравственных качеств и раскрытии творческих способностей детей и учащейся молодежи как фактора обеспечения устойчивого развития личности, общества и государства. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека как обладающего не только биологической и социальной, но и духовно-нравственной природой.
Этот предмет призван помочь учащимся осознать главные жизненные ценности и человеческие качества, которые окажут им содействие в достижении счастья и жизненного успеха в современном мире. Сущность самопознания заключена в изменении направленности воспитания с материального на духовное, в воспитании у детей потребности в непрерывном самосовершенствовании. Только поднимаясь в своём духовном развитии, можно научиться делать выбор, несущий благо себе и другим.
В условиях постоянно изменяющегося мира самопознание, безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику внести реальный вклад в формирование и развитие стержневых качеств личности: духовности, гуманности, самодостаточности, активности, жизнеспособности.
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев сказал: «Мы вступаем в такой период нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка». И эти слова как нельзя лучше отражают идеи самопознания. Статья задает вектор развития по пути модернизации общественного сознания, затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели мышления. И в этом развитии ключевую роль играет самопознание, саморазвитие, стремление каждого казахстанца понять смысл своей жизни, спросить себя: а что я делаю для развития моей Родины? Какой вклад я могу внести в процветание страны? В настоящее время педагогам необходимо активизировать свою деятельность в аспекте духовно-нравственного развития учащейся молодёжи, таким образом, меняя общественное сознание, насыщая его духовными ориентирами и смыслами. Процесс нравственно-духовного образования будет успешен только благодаря единству мысли, слова и дела учителя. Любящий и добрый учитель, который терпелив и скромен, сыграет жизненно важную роль в воспитании учеников. Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи достойных членов общества.
Я, проработав учителем самопознания восемь лет, понимаю, насколько важным является моё предназначение именно как учителя самопознания. И могу с уверенностью сказать, что этот предмет помогает школьникам понять себя, заглянуть внутрь себя, быть добрыми, отзывчивыми, толерантными. На каждом этапе урока ребёнок может высказать своё мнение, раскрыться, поучаствовать в групповой творческой деятельности, которая имеет разный характер и направления.
Нам, педагогам, нужно быть готовыми к конструктивному диалогу с родительской общественностью, со всеми заинтересованными структурами в реализации поставленных целей и задач, использовать эффективные методы воспитания подрастающего поколения как на уроке, так и во время проведения внеклассных мероприятий, заменяя бесцельное времяпровождение учащихся интересным, содержательным, социально значимым делом. Будущее нашей страны зависит целиком и полностью от того, как мы сумеем выстроить работу, согласно социальному заказу общества, приоритетам времени.
Елена МЕНЬК,
учитель самопознания
гимназии, г. Житикара
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.