Придавая первостепенное значение роли воспитания в становлении человека, Абай Кунанбаев подчёркивал, что человек не от природы получает нравственные качества, он становится нравственным или безнравственным лишь в процессе воспитания.
Основу воспитательной работы в современном образовательном пространстве составляют программные статьи Первого Президента «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», полностью отражающие мировоззренческие принципы Абая. Реализация данных программ обеспечивается через проекты «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана» и др.
На 2020 год в рамках программы «Рухани жаңғыру» на уровне города Костаная запланировано проведение 84 мероприятий с охватом 100% учащихся школ города. За 8 месяцев 2020 года реализовано 45 мероприятий, что составляет 54% от общего количества. Здесь необходимо отметить, что в связи пандемией коронавируса в план были внесены корректировки. Какие-то мероприятия перенесены на более поздние сроки, какие-то – в дистанционный формат.
В современном обществе деятельность неправительственных организаций очень важна для решения многих проблем в сфере образования. В рамках государственного социального заказа отдел образования совместно с НПО уже не первый год реализует социальные проекты. В 2019 году в рамках государственно-частного партнёрства было реализовано шесть совместных проектов на общую сумму около 3 млн тенге, в текущем году – семь социальных проектов на ту же сумму. Тематика проектов, запланированных на 2020 год, актуальна и направлена, прежде всего, на формирование твёрдых жизненных установок у подрастающего поколения, развитие краеведческой грамотности, пропаганду творчества Абая и аль-Фараби, популяризацию волонтёрского движения в школьной среде.
«Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни», - писал Абай. Самыми лучшими человеческими качествами великий поэт считал любовь к Родине, к своему народу, которое формируется через патриотическое воспитание молодёжи. Одним из направлений патриотического воспитания в системе образования города является формирование любви к малой родине. Реализуется она через уроки краеведения, работу школьных музеев, а также в рамках проектов «Сакральная география», «Туған жер» и др.
Интегрированная учебная программа «Краеведение» введена в школьный курс с 2018-2019 учебного года. На сегодня учебной литературой по краеведению школы города обеспечены на 100%. Вместе с тем, дополнительно в девяти школах города в вариативной части ведутся факультативные курсы по краеведению, действуют 23 краеведческих кружка и 10 секций по спортивному туризму. Краеведческая работа ведётся и в рамках деятельности школьных музеев. В образовательном пространстве города почти во всех школах есть музейные уголки, музейные комнаты, а в девяти школах и полноценные музеи. Здесь отмечу, что в январе 2020 года в рамках проекта «Туған жер», благодаря усилиям школьного коллектива и поддержки меценатов, на базе школы-лицея №1 состоялось торжественное открытие школьного музея. Сумма привлечённых средств составила более миллиона тенге. Ранее на базе средней школы №16 по инициативе учителя казахского языка и литературы Мархабат Ибраевой состоялось открытие этнографического центра «У истока».
В рамках работы краеведческих и туристических кружков в течение года организуются экскурсии в музеи города, а также ознакомительные поездки по сакральным местам. В первой половине 2019-2020 учебного года в рамках проекта «Столица моей Родины» 50 детей из социально-уязвимых семей посетили Нур-Султан.
Мы не можем не сказать о мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам 2020 года. В первую очередь это касается юбилейных дат великих сынов Великой степи Абая Кунанбаева и аль-Фараби, нашедших широкий отклик среди участников образовательного пространства. Начиная с января текущего года, в организациях образования проведено более 100 мероприятий, приуроченных к юбилейным датам Абая и аль-Фараби. В СМИ опубликовано более 50 статей, посвященных их творческому наследию, также порядка 140 постов опубликовано в социальных сетях.
Не менее значимое событие – Год волонтёров, объявленный в Казахстане по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева, в связи с чем на базах школ созданы добровольческие отряды волонтёров. За первое полугодие 2020 года в организациях образования проведено порядка 30 благотворительных мероприятий (акции, концерты, встречи с ветеранами, экологические десанты, акции «Покормите птиц зимой», онлайн-челленджи и др.), в которых приняли участие более 9500 детей.
В период пандемии мы ещё раз убедились в том, что традиции бескорыстной помощи нуждающимся в нашей стране имеют глубокие исторические корни. И это не просто громкие слова. Мы были свидетелями того, как в самое трудное время народ Казахстана сплотился под единым девизом «Біз біргеміз». Ярким тому примером служит благотворительная акция педагогов школы №21 под руководством Анар Кабдулиновой, которые на личные средства приобрели продукты первой необходимости, а также бытовую химию для 17 семей. Их примеру последовали педагоги средней школы №29, доставившие баурсаки для жителей дома, закрытого на карантин. Такие поступки простых людей дают нам веру в то, что благодаря общим усилиям, мы победим пандемию и уже совсем скоро вернемся к нормальной и безопасной жизни.
Отдел образования г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.