Придавая первостепенное значение роли воспитания в становлении человека, Абай Кунанбаев подчёркивал, что человек не от природы получает нравственные качества, он становится нравственным или безнравственным лишь в процессе воспитания.
Основу воспитательной работы в современном образовательном пространстве составляют программные статьи Первого Президента «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», полностью отражающие мировоззренческие принципы Абая. Реализация данных программ обеспечивается через проекты «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана» и др.
На 2020 год в рамках программы «Рухани жаңғыру» на уровне города Костаная запланировано проведение 84 мероприятий с охватом 100% учащихся школ города. За 8 месяцев 2020 года реализовано 45 мероприятий, что составляет 54% от общего количества. Здесь необходимо отметить, что в связи пандемией коронавируса в план были внесены корректировки. Какие-то мероприятия перенесены на более поздние сроки, какие-то – в дистанционный формат.
В современном обществе деятельность неправительственных организаций очень важна для решения многих проблем в сфере образования. В рамках государственного социального заказа отдел образования совместно с НПО уже не первый год реализует социальные проекты. В 2019 году в рамках государственно-частного партнёрства было реализовано шесть совместных проектов на общую сумму около 3 млн тенге, в текущем году – семь социальных проектов на ту же сумму. Тематика проектов, запланированных на 2020 год, актуальна и направлена, прежде всего, на формирование твёрдых жизненных установок у подрастающего поколения, развитие краеведческой грамотности, пропаганду творчества Абая и аль-Фараби, популяризацию волонтёрского движения в школьной среде.
«Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни», - писал Абай. Самыми лучшими человеческими качествами великий поэт считал любовь к Родине, к своему народу, которое формируется через патриотическое воспитание молодёжи. Одним из направлений патриотического воспитания в системе образования города является формирование любви к малой родине. Реализуется она через уроки краеведения, работу школьных музеев, а также в рамках проектов «Сакральная география», «Туған жер» и др.
Интегрированная учебная программа «Краеведение» введена в школьный курс с 2018-2019 учебного года. На сегодня учебной литературой по краеведению школы города обеспечены на 100%. Вместе с тем, дополнительно в девяти школах города в вариативной части ведутся факультативные курсы по краеведению, действуют 23 краеведческих кружка и 10 секций по спортивному туризму. Краеведческая работа ведётся и в рамках деятельности школьных музеев. В образовательном пространстве города почти во всех школах есть музейные уголки, музейные комнаты, а в девяти школах и полноценные музеи. Здесь отмечу, что в январе 2020 года в рамках проекта «Туған жер», благодаря усилиям школьного коллектива и поддержки меценатов, на базе школы-лицея №1 состоялось торжественное открытие школьного музея. Сумма привлечённых средств составила более миллиона тенге. Ранее на базе средней школы №16 по инициативе учителя казахского языка и литературы Мархабат Ибраевой состоялось открытие этнографического центра «У истока».
В рамках работы краеведческих и туристических кружков в течение года организуются экскурсии в музеи города, а также ознакомительные поездки по сакральным местам. В первой половине 2019-2020 учебного года в рамках проекта «Столица моей Родины» 50 детей из социально-уязвимых семей посетили Нур-Султан.
Мы не можем не сказать о мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам 2020 года. В первую очередь это касается юбилейных дат великих сынов Великой степи Абая Кунанбаева и аль-Фараби, нашедших широкий отклик среди участников образовательного пространства. Начиная с января текущего года, в организациях образования проведено более 100 мероприятий, приуроченных к юбилейным датам Абая и аль-Фараби. В СМИ опубликовано более 50 статей, посвященных их творческому наследию, также порядка 140 постов опубликовано в социальных сетях.
Не менее значимое событие – Год волонтёров, объявленный в Казахстане по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева, в связи с чем на базах школ созданы добровольческие отряды волонтёров. За первое полугодие 2020 года в организациях образования проведено порядка 30 благотворительных мероприятий (акции, концерты, встречи с ветеранами, экологические десанты, акции «Покормите птиц зимой», онлайн-челленджи и др.), в которых приняли участие более 9500 детей.
В период пандемии мы ещё раз убедились в том, что традиции бескорыстной помощи нуждающимся в нашей стране имеют глубокие исторические корни. И это не просто громкие слова. Мы были свидетелями того, как в самое трудное время народ Казахстана сплотился под единым девизом «Біз біргеміз». Ярким тому примером служит благотворительная акция педагогов школы №21 под руководством Анар Кабдулиновой, которые на личные средства приобрели продукты первой необходимости, а также бытовую химию для 17 семей. Их примеру последовали педагоги средней школы №29, доставившие баурсаки для жителей дома, закрытого на карантин. Такие поступки простых людей дают нам веру в то, что благодаря общим усилиям, мы победим пандемию и уже совсем скоро вернемся к нормальной и безопасной жизни.
Отдел образования г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.