Реализация программы «Рухани жаңғыру» в образовательном пространстве Костаная

Выпуск - №33-34 (429-430)   :   27.08.2020
1370

Придавая первостепенное значение роли воспитания в становлении человека, Абай Кунанбаев подчёркивал, что человек не от природы получает нравственные качества, он становится нравственным или безнравственным лишь в процессе воспитания. 

Основу воспитательной работы в современном образовательном пространстве составляют программные статьи Первого Президента «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», полностью отражающие мировоззренческие принципы Абая. Реализация данных программ обеспечивается через проекты «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана» и др.

На 2020 год в рамках программы «Рухани жаңғыру» на уровне города Костаная запланировано проведение 84 мероприятий с охватом 100% учащихся школ города. За 8 месяцев 2020 года реализовано 45 мероприятий, что составляет 54% от общего количества. Здесь необходимо отметить, что в связи пандемией коронавируса в план были внесены корректировки. Какие-то мероприятия перенесены на более поздние сроки, какие-то – в дистанционный формат.

В современном обществе деятельность неправительственных организаций очень важна для решения многих проблем в сфере образования. В рамках государственного социального заказа отдел образования совместно с НПО уже не первый год реализует социальные проекты. В 2019 году в рамках государственно-частного партнёрства было реализовано шесть совместных проектов на общую сумму около 3 млн тенге, в текущем году – семь социальных проектов на ту же сумму. Тематика проектов, запланированных на 2020 год, актуальна и направлена, прежде всего, на формирование твёрдых жизненных установок у подрастающего поколения, развитие краеведческой грамотности, пропаганду творчества Абая и аль-Фараби, популяризацию волонтёрского движения в школьной среде. 

«Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни», - писал Абай. Самыми лучшими человеческими качествами великий поэт считал любовь к Родине, к своему народу, которое формируется через патриотическое воспитание молодёжи. Одним из направлений патриотического воспитания в системе образования города является формирование любви к малой родине. Реализуется она через уроки краеведения, работу школьных музеев, а также в рамках проектов «Сакральная география», «Туған жер» и др. 

Интегрированная учебная программа «Краеведение» введена в школьный курс с 2018-2019 учебного года. На сегодня учебной литературой по краеведению школы города обеспечены на 100%. Вместе с тем, дополнительно в девяти школах города в вариативной части ведутся факультативные курсы по краеведению, действуют 23 краеведческих кружка и 10 секций по спортивному туризму. Краеведческая работа ведётся и в рамках деятельности школьных музеев. В образовательном пространстве города почти во всех школах есть музейные уголки, музейные комнаты, а в девяти школах и полноценные музеи. Здесь отмечу, что в январе 2020 года в рамках проекта «Туған жер», благодаря усилиям школьного коллектива и поддержки меценатов, на базе школы-лицея №1 состоялось торжественное открытие школьного музея. Сумма привлечённых средств составила более миллиона тенге. Ранее на базе средней школы №16 по инициативе учителя казахского языка и литературы Мархабат Ибраевой состоялось открытие этнографического центра «У истока». 

В рамках работы краеведческих и туристических кружков в течение года организуются экскурсии в музеи города, а также ознакомительные поездки по сакральным местам. В первой половине 2019-2020 учебного года в рамках проекта «Столица моей Родины» 50 детей из социально-уязвимых семей посетили Нур-Султан. 
Мы не можем не сказать о мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам 2020 года. В первую очередь это касается юбилейных дат великих сынов Великой степи Абая Кунанбаева и аль-Фараби, нашедших широкий отклик среди участников образовательного пространства. Начиная с января текущего года, в организациях образования проведено более 100 мероприятий, приуроченных к юбилейным датам Абая и аль-Фараби. В СМИ опубликовано более 50 статей, посвященных их творческому наследию, также порядка 140 постов опубликовано в социальных сетях.

Не менее значимое событие – Год волонтёров, объявленный в Казахстане по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева, в связи с чем на базах школ созданы добровольческие отряды волонтёров. За первое полугодие 2020 года в организациях образования проведено порядка 30 благотворительных мероприятий (акции, концерты, встречи с ветеранами, экологические десанты, акции «Покормите птиц зимой», онлайн-челленджи и др.), в которых приняли участие более 9500 детей.



В период пандемии мы ещё раз убедились в том, что традиции бескорыстной помощи нуждающимся в нашей стране имеют глубокие исторические корни. И это не просто громкие слова. Мы были свидетелями того, как в самое трудное время народ Казахстана сплотился под единым девизом «Біз біргеміз». Ярким тому примером служит благотворительная акция педагогов школы №21 под руководством Анар Кабдулиновой, которые на личные средства приобрели продукты первой необходимости, а также бытовую химию для 17 семей. Их примеру последовали педагоги средней школы №29, доставившие баурсаки для жителей дома, закрытого на карантин. Такие поступки простых людей дают нам веру в то, что благодаря общим усилиям, мы победим пандемию и уже совсем скоро вернемся к нормальной и безопасной жизни. 

Отдел образования г. Костанай
 


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.