Воспитательное значение национальной идеи

Выпуск - №23(368)   :   21.06.2019
1153

Национальная идея «Мәңгілік ел» красной нитью проходит через весь курс обновлённого содержания образования, расширяет взгляды учеников на традиции и обычаи, образ жизни, историю своего и других народов, воспитывает толерантность, формирует представление об универсальных общечеловеческих ценностях. 

Идея «Мәңгілік ел» в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и внедрению духовно-нравственных ценностей вошла в учебные программы школьного образования. Уважение к разнообразию культур и мнений требует проявления личностных, межличностных и межкультурных компетенций. Сквозь разделы «Мир вокруг нас», «Мой родной край» с 1 по 4 классы проходят темы «Моя страна», где идея «Мәңгілік ел» отчетливо видна. В разделе «Традиции и фольклор» проходит тема «Моя Родина – Казахстан», изучаются поведенческие нормы, рассматриваются образы героев.

Тему «Мәңгілік ел» раскрывать в начальных классах необходимо, т. к. не донеся до ребёнка в раннем возрасте, что такое любовь к Родине, долг перед ней, перед своим народом, конституционные обязанности каждого гражданина, в старших классах сформировать настоящего патриота становится тяжелой, а иногда и невыполнимой задачей. 

Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. Начиная с 1 класса в работу можно включать задания для расширения кругозора учеников по основам окружающего мира. В обновлённом содержании сквозные темы проходят по всем дисциплинам. В теме «Мир вокруг нас» задаём вопросы и задания по изучению истории родного села, края, города, своей страны. Знакомим с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей, почему в нашем государстве такие государственные символы, что они означают, откуда появились. В теме «Моя страна» рассказываем, какими полезными ископаемыми богат Казахстан, какую они играют роль в экономике нашей страны. 

Патриотов не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. В теме «Моя семья и друзья» учим уважать людей, не предавать друзей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствуют спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, учатся взаимовыручке. Необходимо проводить классные часы на темы «Страницы Великой Отечественной войны», «Народ Казахстана в Великой Отечественной войне» и др.; конкурсы чтецов, рисунков, поделок, памятных знаков, посвящённых победе в Великой Отечественной войне.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности. Податливость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешной реализации идеи «Мәңгілік ел». Ученики испытывают привязанность к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению.

В процессе занятий физической культурой и спортом, проводя конкурсы, соревнования, развиваем морально-волевые качества детей, воспитываем силу, ловкость, выносливость, стойкость и дисциплинированность. Проводя операции «Оживи родник», «Озеленение», «Сбережем свой край» и др., мы проводим и экологическое воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охраны и изучения природы родного края. 

 Реализуя национальную идею «Мәңгілік ел», можно использовать в работе народную тематику: фольклор, поэзию, сказки, эпос, лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богат Казахстан, что составляет стержень национального характера. Такую работу можно осуществлять на уроках ИЗО и технологии.

Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает школьников знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребёнка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

Лаула ЖАНАЛИНА,
старший преподаватель 
филиала АО НЦПК «Өрлеу», 
г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.