В XX веке чтение было самым распространённым видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас редко можно увидеть человека с книгой, тем более подростка.
Проблема настоящего времени – низкая читательская культура и нежелание современных подростков читать. Подростки, конечно, читают. Но читают иногда только для того, чтобы просто не получить плохую отметку. Они загружены учебной программой, в которой присутствуют довольно объёмные произведения. На то, что действительно интересно, у них остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютерным играм, смартфону и прочим электронным развлечениям. Интернет становится основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия со сверстниками. Анализ формуляров наших читателей показал, что те, кто записан, посещают библиотеку редко и берут книги только по школьной программе. В настоящее время появилось много хороших книг для подростков, о которых они не знают. Поэтому задача библиотеки – переломить ситуацию нечтения в дни летних каникул.
В рамках проекта «Просто читай» библиотека-филиал «Дорожный» провела час творчества, объединившего команду учащихся ОШ №23 Дарию Балтабаеву, Елизавету Труханову и Самиру Кункенову, читателей 6-7 классов и библиотеку. Библиотекари познакомили ребят с сотворчеством современных писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, пишущих о подростках и для подростков.
Более детально обсудили книгу «Время всегда хорошее» (2009 г.), где показана захватывающая история о путешествии детей во времени. Совместно была подготовлена инсталляция «Время всегда хорошее», где были выставлены школьные принадлежности, предметы обихода, книги разных эпох: 20 и 21 века. Ребята, став участниками сотворчества с писателями, придумали иллюстрации к книге на тему «Нарисуй хорошие времена». Также был проведён диспут на тему «Время всегда хорошее или многое зависит от нас»? Инсталляция дала возможность подросткам представить, как жили раньше, сравнить с тем, как живут сейчас, и, что-то пересмотреть в своей жизни, а наша встреча – повод хорошенько расспросить родителей об их юности и о том времени. Также был проведён диспут на тему «Время всегда хорошее или многое зависит от нас»? Благодаря диспуту ребята поняли, что времена бывают разные, а такие ценности, как дружба, преданность, доброта неподвластны времени.
Мероприятие нашло горячий отклик у ребят – участников сотворчества читателей, писателей и библиотеки.
Татьяна РУДКОВСКАЯ,
библиотекарь БФ «Дорожный», г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.