Во имя детской литературы Казахстана

Выпуск - №41(689)   :   05.11.2025
210

IMG-5917

В Костанае 4 ноября состоялась торжественная церемония награждения победителей V республиканского конкурса имени Ибрая Алтынсарина на лучшее литературное произведение для детей и подростков.
Конкурс, ставший уже традиционным, направлен на поддержку современных казахстанских авторов, создающих произведения для юных читателей. В этом году мероприятие приурочено к юбилею великого просветителя и педагога Ибрая Алтынсарина.

IMG-5904

Литературное состязание включало три номинации: «Лучшее произведение для детей и подростков на казахском языке», «Лучшее произведение для детей  на русском языке», «Выбор детского жюри».
В рамках церемонии также состоялась презентация нового сборника «Таза бұлақ», в который вошли произведения авторов, попавших в шорт-лист конкурса. Сборник стал своеобразным отражением современного состояния детской литературы Казахстана. Особенность издания в том, что иллюстрации к нему частично созданы с помощью искусственного интеллекта. Этот опыт впервые был применён в рамках конкурса. Книга выпущена ограниченным тиражом всего 100 экземпляров, которые поступят в детские и юношеские библиотеки Костанайской области, а также будут переданы авторам и членам жюри.

IMG-5909

О значении конкурса и работе над сборником рассказала директор Костанайской областной библиотеки для детей и юношества им. И.Алтынсарина Надежда Теплякова:
- Наша боль – это отсутствие казахстанских произведений именно для детей и подростков. Именно эта нехватка и родила идею конкурса. Мы хотели, чтобы эти книги дошли до читателей, а не остались просто награждёнными текстами. Теперь, когда сборник выходит, он буквально уходит влёт – педагоги и библиотекари берут его сразу, потому что казахстанские тексты детям нужны.
По словам Надежды Минеевны, конкурс стал не только культурным, но и практическим проектом, благодаря которому библиотеки получают новые книги отечественных авторов:
- Когда мы проводим конкурс, мы имеем право издавать произведения победителей. И это огромный плюс, теперь в детских библиотеках региона есть сборники, которые читают и дети, и взрослые. Мы учимся делать книги, пусть и с ошибками, но с любовью. И уже видим результат: сборники востребованы, а конкурс живёт. Если бы удалось увеличить тираж за счёт спонсоров или госзаказа, это было бы большим шагом вперёд, – добавила Надежда Теплякова.
Каждый год объявление о приёме конкурсных работ публикуется в начале года, а весной формируется экспертный совет. В него входят библиотекари областных и городских библиотек, которые проводят первичный отбор. Затем произведения без указания авторства передаются трём независимым жюри – по русскому, казахскому языку и детскому. Итоги конкурса традиционно подводятся осенью, ко дню рождения Ибрая Алтынсарина.

IMG-5899

В пятый сборник вошли десять произведений – по пять на каждом языке. Издание, выполненное в формате «перевёртыша», станет очередным вкладом в развитие отечественной детской литературы.
Конкурс уже пять лет проводится при поддержке акимата Костанайской области и управления культуры. Организаторы надеются, что в будущем проект получит дополнительные возможности для расширения и увеличения тиражей сборников.
- Мы благодарны акимату за постоянную поддержку. Благодаря им этот конкурс существует, и у казахстанских детей появляются свои книги про себя, про свою страну, – подчеркнула Надежда Минеевна.
Церемония награждения и презентация сборника «Таза бұлақ» стали важным событием в культурной жизни Костанайской области и всей страны. Конкурс имени Ибрая Алтынсарина продолжает объединять авторов, педагогов, библиотекарей и читателей вокруг общей идеи возрождения и развития детской литературы Казахстана.

Регина ХАБИБУЛИНА

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».