Подходит к концу очередной учебный год для школьников и студентов. Несмотря на нестандартную для всего мира ситуацию с пандемией, наша область сумела создать комфортные и доступные для дистанционного обучения условия. Но впереди летние каникулы. Какими они будут для детей, как поддерживать связь со школьниками?
Психологическая поддержка детей в летний период обязательно будет проводиться, правда, пока неизвестен формат, но в Региональном центре психологической поддержки и дополнительного образования управления образования Костанайской области готовятся сразу к двум вариантам: открывать площадки непосредственно на местах или же организовывать их в дистанционном формате.
Эти вопросы разъясняет директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, доктор философии (PhD) по профилю «Психология», психолог высшей категории Елена Петренко:
- Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Чтобы снизить кризисные ситуации в этой сфере до минимума мы будем контролировать этот процесс.
В прошлом году по инициативе нашего центра и по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Костанайской области было принято решение создать площадки психологической поддержки при организациях образования в летний период. Нами были разработаны методические рекомендации и документационное сопровождение.
Этот проект успешно зарекомендовал себя: было создано 548 площадок с общим охватом 10820 учащихся. К работе были привлечены 1390 психологов, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учителей-предметников.
В текущем году мы не будем снижать планку. В связи со сложившейся обстановкой пока нет определённости в формате проведения работы. Мы готовимся к разным вариантам. Наши педагоги-психологи и методисты расширяют методическую базу во всех направлениях.
Большим плюсом этой работы является то, что заниматься на площадках психологической поддержки смогут не только подростки, входящие в группу особого внимания, состоящие на различных видах учёта, но и любой желающий ребёнок.
Программы, по которым будут работать площадки, многогранны и интересны. Планируется проведение игр, тренингов на повышение самооценки и уверенного поведения, создание устойчивости, преодоление стресса в кризисных ситуациях, умения общаться и анализировать стороны своего характера. Здесь же по желанию детей будет проводиться тестирование на выявление сильных сторон личности. Это позволит выявить скрытые таланты, скорректировать их и посоветовать ученику направление деятельности, в котором он сможет найти себя с большей долей вероятности. Психологические тренинги разработаны в различных направлениях: коммуникационные, развивающие, подвижные, профилактические, а также запланированы упражнения и тематические конкурсы на развитие лидерских качеств и творческих способностей. С этого года в программу включены тренинги по профилактике аддиктивного поведения, снятию тревожности и стрессовых состояний. Планируется использование тренингов как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и подростками от 9 до 18 лет.
Специалисты нашего центра будут работать на протяжении всего летнего периода. Они продолжат оказывать психологическую поддержку в социальных сетях (ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники). В онлайн-режиме на постоянной основе с 9.00 до 18.00 будут проводиться консультации по интересующим проблемным ситуациям в семье. В прямых эфирах специалисты рассказывают об основных аспектах детско-родительских отношений, отвечают на вопросы. Также в круглосуточном режиме работает телефон доверия 37-08-58, 8-708-087-42-01 (WatsApp).
Организация психологических площадок в летний период позволит педагогам лучше узнавать детей, поможет установить доверительный контакт. Мы, педагоги, должны уметь помогать детям поверить в себя и в свои способности, учить избегать ошибок и поддерживать в случае неудач. Ведь оказание психологической помощи – это процесс, в котором взрослый акцентирует внимание на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки.
Ксения МАЛИКОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.