Дебаты – фундамент интеллектуального развития личности

Выпуск - №7 (454)   :   19.02.2021
590

В январе 2021 года в Костанайской области организованы дебатные клубы при каждой из 45 организаций дополнительного образования, включая специализированные школы искусств и музыкальные школы. 


Дебатный клуб «Фемида», детско-юношеского центра «Жас улан» г. Аркалыка с руководителем Ериком Абжановым

Такое решение в области было принято в рамках общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы» и по поручению министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова. Развитие дебатного движения – приоритетная задача, своеобразный фундамент личности, для возведения которого нужно своевременно создавать комфортные, доступные условия. Уметь бесконфликтно, грамотно и чётко формулировать свои мысли сегодня должен каждый школьник, вне зависимости от сферы деятельности, в которой он занимается дополнительно. 
Может возникнуть вопрос, зачем, скажем, музыкантам знать принцип дебатов, их историю и владеть техниками дебатного мастерства? На первый взгляд, такие новшества могут показаться беспочвенными, однако мы должны понимать, что в современном мире самый ценный ресурс – человеческий, и быть конкурентоспособным в любой сфере деятельности – жизненная необходимость. В современном Казахстане большое внимание уделяется молодёжи как будущему нашего государства. Президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Наша молодёжь – трудолюбивая, целеустремлённая, креативная, поэтому будущее Казахстана в надёжных руках». Аналогичную позицию в своих суждения занимает и Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подчеркивая, что именно интеллектуальный потенциал движет развитием человечества: «Первостепенная задача современной системы образо¬вания – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориен¬тироваться в информационных потоках».


Победители I республиканского дебатного турнира "Ушкыр ой Аланы" (февраль 2019 г.) Сабина Кинебаева, Артем Князев, Елизавета Шейнмайер

Звёзды дебатного движения
С целью формирования духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств личности у молодёжи Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области вот уже более 18 лет проводятся ежегодные областные дебатные турниры. А уже с января 2021 года в Костанайской области проект «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы» получил новый импульс, который не ограничивается повсеместным внедрением дебатных кружков и клубов в организациях дополнительного образования, но и имеет обширный комплекс сопутствующих мероприятий, направленных на популяризацию и дальнейшее активное развитие дебатного движения как в рамках области, так и республики. Эту работу курирует Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования. На регулярной основе мы проводим мониторинг, обучающие семинары, соответствующие конкурсы, на страницах в социальных сетях ежедневно публикуются материалы о ребятах, занимающихся дебатами. Для систематизированного подхода к организации и контролю по обеспечению каждой организации дополнительного образования дебатным клубом (более 150 дебатных клубов для школьников в Костанайской области) был создан специальный проект «Звёзды дебатного движения». На протяжении нескольких месяцев на просторах интернета мы публиковали истории наших воспитанников, рассказывали о том, как они пришли в дебаты, что привлекло их, а главное какую роль это сыграло и продолжает играть в жизни. 
Приведу в пример историю ученицы специализированной школы-интерната им. И.Алтынсарина Гулшат Алимжан. Дебатами она занимается уже около четрырёх лет. Пригласил Гулшат в дебатный кружок её педагог. Несколько лет она играла в школьных дебатных турнирах и готовилась принять участие в областном дебатном турнире. По итогам областного турнира 2020 года Гулшат заняла 1 место в русской языковой лиге и получила звание «Лучший спикер». 


Гулшат Алимжан  —  Лучший спикер-2020 среди школьных организаций

- Я не буду останавливаться на достигнутом, мечтаю поехать на республиканский турнир, чтобы достойно представить Костанайскую область, – говорит Гулшат Алимжан. – Именно в дебатном кружке мне удалось развить навыки ораторского мастерства, лидерские качества, а ещё, что очень меня радует, найти много друзей, причем тех людей, с которыми совпадает моё мышление, с кем мне комфортно и легко общаться.

Мы знакомим область, страну не только с детьми, но и с их наставниками. Так, на страницах в социальных сетях после публикации много благодарных откликов получил руководитель дебатного клуба «Фемида» детско-юношеского центра «Жас улан» города Аркалыка Ерик Абжанов. Дебатами Ерик Сапарович начал заниматься с 2009 года. Является трёхкратным чемпионом города, лучшим спикером Костанайского региона 2012 г., победителем региональных игр. Имея за собой такой опыт, он стал отличным наставником для своих воспитанников. Тренирует детей по нескольким форматам и участвует с ребятами в дебатных играх районного, областного и республиканских уровней. 

- Я считаю, что у каждого ребёнка есть потенциал, который нужно вовремя заметить и развить. Своих детей учу тому, что любую точку зрения нужно уважать, особенно если помнить выражение «В споре рождается истина», - отвечал пользователям социальных сетей в комментариях Ерик Абжанов. – Искренне радуюсь их победам больше чем когда-то радовался своим, ведь все их победы – гордость Казахстана.

Дебатные встречи по четвергам
Это новшество является вторым этапом проекта «Звёзды дебатного движения». Его смысл можно понять исходя из названия: каждый четверг в режиме онлайн у мониторов собираются все руководители дебатных движений организаций дополнительного образования на заседания координационных советов по развитию дебатного движения, в ходе которых обсуждаются вопросы и перспективы развития, определяются направления дальнейшей работы. Рассматриваются возможности проведения совместных дебатных встреч, обмена форматами, выявляются актуальные темы, которые были бы понятны и интересны детям всех возрастов и всех направлений деятельности. В ходе этих встреч руководители дебатных клубов будут получать необходимую информацию о работе кружков. Также в эти дни проводятся и тренинги, мастер-классы для детей.
Проводить эти семинары будут опытные дебатёры Жахонгир Гаппаров, Дастан Калиев, Намик Аббасов и другие. В координационный совет вошли кураторы из всех регионов области, а возглавил его заместитель директора по воспитательной работе СШЛИИТ «Озат» Жахонгир Гаппаров.
- Усилить работу дебатных движений по всей стране – важное, своевременное решение, которое требует в первую очередь от нас, педагогов, отточить этот процесс, создать для детей такую атмосферу, чтобы искусство дебатов было не просто увлечением, а первой ступенью к осознанным, взвешенным решениям молодых людей, ведь от того, насколько глубоко и качественно мы мыслим, зависит то, как мы будем жить и как вместе с нами будет развиваться наша страна, – подытожил в своём выступлении на первом заседании координационного совета Жахонгир Гаппаров.

Педагогам на заметку
Дейл Карнеги писал: «Умение говорить – это наикратчайший путь к известности. И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе, если он обладает верой в себя и людей». Умение говорить, на мой взгляд, проходит через осмысление, логику мышления, умение вести дискуссию. Действительно, ораторское искусство, вырабатываемое именно при игре в дебаты, влияет на психологию личности ребёнка. Во-первых, это бесценная практика публичного выступления, во-вторых, дебаты развивают умение мыслить логически. Не зря при судействе оценивают отдельным пунктом подачу материала (отмечают постановку голоса, мимику, жесты, различные риторические приёмы и т.д.). В-третьих, дебаты расширяют кругозор и позволяют, увидев проблему со стороны, найти нужное решение. Дебаты очень часто рассматривают как образовательную технологию. При подготовке команд к темам игр участники дебатов ищут и используют достаточно большой объём информации по различным общественно-важным вопросам, это расширяет кругозор и общую эрудицию, а также даёт более глубокое понимание действительности. Часто сама жизнь ставит перед нами задачи, которые мы не можем решить. Дебаты позволяют выйти за рамки собственного сознания, рассматривая те или иные ситуации, вопросы под разными углами. Именно так и происходит, когда участники отстаивают точку зрения, которая им не свойственна. Они ищут аргументы и иногда изменяют своё изначальное видение проблемы, что очень важно для ассертивности молодого поколения, так как это качество развивает толерантность и уважение к чужому мнению. Кроме того, дебаты учат работать в команде и добиваться поставленной задачи. Чтобы выиграть, дебатёры учатся работать в команде, распределять ролевые функции, договариваться между собой и т.д. Но это также и состязание двух сторон, победитель только один. Цель – победить, дебаты учат добиваться поставленной цели. Все эти качества так ценятся работодателями в различных компаниях.

Дебатное движение Костанайской области

- Дебаты дают возможность реализовать себя любому ребёнку: скромному – стать уверенней, необщительному – найти новых друзей, и конечно, они учат отстаивать свою точку зрения.
- На данный момент участников дебатного движения Костанайской области уже более1800 человек, и у каждого из них есть возможность реализовать себя в полной мере.
- Для юных дебатёров проводятся большое количество мероприятий на самом различном уровне: занятия в кружках, региональные и областной турниры и, конечно, республиканский турнир «Ұшқыр ой аланы».
- Нашу область в 2021 году на республиканском уровне представят три команды – победительницы областного турнира: из Костанайского района, школы-интерната для одарённых детей им. И.Алтынсарина и Назарбаев Интеллектуальной школы. Сейчас команды активно готовятся к турниру и очень надеются на победу.
- Систематическая работа позволит поднять уровень дебатного движения Костанайской области на новый, более качественный уровень.

Елена ПЕТРЕНКО, 
директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.