Эковоспитание в полевых условиях

Выпуск - №27-28(675-676)   :   13.08.2025
219

5N4A2524

Для школьников Костанайского района впервые был организован палаточный лагерь. С 10 по 12 августа на базе отдыха Family работал экогородок для учеников школ района. Интересные встречи, мастер-классы, прогулки, игры, тимбилдинг – программа получилась более чем насыщенная!

Условия и организация

5N4A0913

5N4A0941


В Костанайском районе впервые действовал палаточный экологический лагерь в рамках программы «Таза Қазақстан». Его цель – привить школьникам экологические привычки, научить бережно относиться к природе и правильно обращаться с отходами. Организатором выступил ОФ «Жанашыр бол». На базе отдыха разместились 60 школьников района. Ребята жили в палатках и юрте под присмотром вожатых и учителей, для экстренных случаев был оборудован медпункт.
Программа включала экологические мастер-классы, встречи с зоозащитниками и любителями активного отдыха. Питание было трёхразовым, часть блюд готовили в казанах на костре.
По словам главного специалиста отдела внутренней политики Костанайского района Валентины Орловой, туристические и волонтёрские слёты проводят ежегодно, но палаточный эколагерь организован впервые.

Велосипед или мопед?

5N4A1399

5N4A1060


После открытия лагеря первым спикером стала фотокорреспондент газеты «Наш Костанай» Лариса Божко. Она рассказала детям секреты удачных снимков, а затем участники смогли попробовать себя в роли фотографов.
В тот же день школьники встретились с представителями костанайского велосообщества. Руководитель группы «Походы выходного дня» Олег Калинин рассказал о преимуществах велотуризма: это здоровый образ жизни, новые впечатления и возможность увидеть уникальные места. По его словам, участники выезжают по маршрутам каждые выходные, совмещая поездки с отдыхом на природе.
К слову, это были не единственные активисты-путешественники, которые заглянули на огонёк в лагерь. Электромопед, собранный своими руками, школьникам продемонстрировал мастер производственного обучения Костанайского колледжа автомобильного транспорта Александр Ерунов. Он уже несколько лет осваивает новые территории на своем экологичном коне. Начинал он с Костанайской области и первых 200 км, а затем стал ездить по России. В этом году Александр преодолел около 3000 км!
- Я ехал из Костаная в Москву, но в пути сломался. Добрался до места на автовозе, там уже починил мопед. Съездил в Сериев Посад Московской области, а оттуда уже своим ходом в Костанай, – рассказал Александр Ерунов.
Он в деталях показал свой мопед школьникам: для чего служит та или иная конструкция, как работает зарядка. Энергии, кстати, у такого коня при скорости 30 км/ч хватает на 200 км. Заряжать мопед нужно 3-4 часа. Опять же – достойная альтернатива обычному автомобилю, а главное – экологичная!

Экотропы и земляные свечи

5N4A2171


Не обошлось в лагере без всеми любимого биолога, сотрудника Костанайского областного историко-краеведческого музея Андрея Андрющенко. Он рассказал школьникам об основах экологического туризма: ничего в лесу после себя не оставляем, а уносим с собой только фотографии. А после Андрей Валентинович много говорил о грибах, растениях и насекомых, которых можно встретить в наших краях.
Так как лагерь расположился в сосновом лесу, конечно, по дороге школьники увидели много маслят. Биолог пояснил, что они съедобные, но нужно проверять грибы на наличие червей, просто срезав часть ножки. У Андрея Валентиновича с собой, кстати, всегда есть керамбит. По мнению специалиста, это лучший грибной ножик!
Дети во время прогулки приносили Андрею Валентиновичу самые разные грибы. Так они узнали, что рядом с маслятами часто растёт что-то, напоминающее поганку. А на самом деле это мокруха сосновая – съедобный гриб, по вкусовым качествам ничем не уступающий маслёнку. Вот это новости!
По дороге биолог рассказывал школьникам и про пауков-крестовиков, и про растение очиток, и в целом про наши леса. Это было очень познавательно. Подытожил вышесказанное Андрющенко так: «Никогда не думайте, что вы хорошо разбираетесь в грибах, ходите на «тихую» охоту с опытными грибниками». Надеемся, совет будет принят.
После активной прогулки дети немного «заземлились» на мастер-классе от сооснователя бренда экокосметики Etnobotanica Артема Кравченко. Он творил вместе со школьниками настоящее волшебство – земляные свечи. Говорят, что они обладают магической силой, так как впитывают в себя энергию земли. Нуно выкопать ямку желаемой формы и глубины, зафиксировать с помощью палочки фитиль, положить украшения – шишки, цветы, залить все воском. Верх свечи можно также задекорировать.
Воск Артем Кравченко топил на месте, с помощью походной газовой плитки. Благо, нашлись дети, которые следили за огнём. Ну точно младшие помощники свечевара! Спустя 40 минут изделия были готовы: нужно было окопать свечу и вынуть её. Получились изделие поистине природное и уникальное!
Кроме всего прочего, для детей провели мастер-классы по ораторскому мастерству, блогерству и безопасности в интернете, экологичному образу жизни. Ребята встретились с психологами, кинологами и эколовонтёрами.

Итоги и прощание

5N4A2201


Закрытие лагеря получилось одновременно и весёлым, и трогательным. Всем ребятам вручили грамоты за участие и небольшие презенты. Было много смеха и шуток. Но когда пришла пора прощаться и разъезжаться по домам, многие взгрустнули. Девочки, которые только познакомились, обещали друг другу, что будут списываться и общаться. Мальчики эмоции особо не показывали, но тоже трогательно прощались с новыми товарищами.
В целом ребята отмечали, что программа получилась насыщенной и интересной. А как они все веселились вечерами: были и дискотеки, и игры, и «свечи» с вожатыми. Романтика!
- Эти три дня были очень активными, теперь у меня появилось много новых знакомых, – говорит ученица ОШ им. И.Алтынсарина Ева Прудникова. – Было много полезных мероприятий, я получила новый опыт, мы все сдружились, кто-то проявил себя, когда мы ставили спектакли.

5N4A2219

5N4A2257


Карина Чанова из с. Октябрьского в палаточном лагере побывала впервые. Девочка отметила, что было весело, комфортно и атмосферно.
- А ещё здесь очень вкусно кормили, - подчеркнула школьница. – Мне особенно запомнились кинологи, которые приезжали к нам с собаками, и прогулка с биологом по экотропе.
Конечно, некоторые подростки говорили о том, что не хватало душа и доступа к розеткам, чтобы заряжать телефоны, но на то и палаточный лагерь, чтобы максимально приблизиться к природе и отдохнуть от гаджетов.

Мадина ГАЛИМХАНОВА

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».