Делать мир вокруг себя лучше, привносить краски в жизнь – именно к этому ребёнок должен стремиться с детства. Самая лучшая платформа для реализации потенциала юных исследователей – конкурсные проекты, где ни одна идея не остаётся незамеченной. Один из таких проектов – областной заочный конкурс детских социальных инициатив и творческих проектов «Есть идея!».
Победители областного заочного конкурса детских социальных инициатив и творческих проектов «Есть идея»
Конкурс проходит ежегодно, и с каждым годом количество учеников, желающих принять у в нём участие, растёт, как и растёт круг интересов и новых открытий. В этом году конкурс проходил по девяти номинациям: «Поделись теплом своим», «Я гражданин Казахстана», «Медиапроекты», «Моя малая родина», «Семь чудес Казахстана», «100 новых лиц Казахстана», «Полюс возрождения», «Юрта – модель вселенной». В общей сложности на звание лучших проектов, которые представят область на республике, претендовало 97 работ из 17 регионов Костанайской области.
Чем же интересны научно-исследовательские проекты конкурса «Есть идея!»? В первую очередь, хочу отметить практический подход ребят, ведь многие из исследований сопровождались походами, экспериментами, разработками, а также разнообразие взглядов, образов мышления и уникальность подходов к выбранным тематикам. Определить лучших из лучших было непросто, и всё же имена победителей были названы, и вскоре их деятельность оценят на республиканском уровне. Я же расскажу о победителях в каждой номинации, чтобы сомнений не осталось: у наших детей огромный потенциал и уверенные шаги во взрослую жизнь.
«Поделись теплом своим»
Жизнь человека ценна только в том случае, если в ней есть место доброте, неравнодушию, сочувствию к ближним. Именно эти качества помогают ребёнку формировать свою личность, а в дальнейшем занять достойное место в обществе. Но еще ценнее, когда добрые дела носят не стихийный характер, а являются образом жизни, как, например, у победительницы в категории «Поделись теплом своим», ученицы Центра детского и юношеского творчества города Лисаковска Аниты Кан.
Анита Кан в своем проекте подчёркивает важность преемственности поколений
На пресс-конференции по итогам конкурса девушка с увлечением рассказывала о своём проекте под названием «Диалог поколений». Он включает ряд мероприятий для пропаганды добровольческого движения среди школьников, привлекается внимание к проблеме пожилых жителей города Лисаковска. Идея проекта отражает задачи безвозмездной помощи обществу, ценностные ориентиры, пропагандируя честь, патриотизм и человечность. Также подчёркивается важность формирования системной работы государственных органов. Проект направлен на изучение и развитие волонтёрского движения, формирование «здорового» поколения людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми.
– Сегодня волонтёрское движение в Казахстане выходит на новый уровень и всячески поддерживается со стороны государства, – рассказывает Анита. – Волонтёрство – это инвестиции собственных ресурсов, знаний, опыта, времени. Волонтёром может стать каждый желающий. Сейчас в Казахстане волонтёрских организаций становится всё больше и больше. Действительно радует, что количество небезразличных людей с каждым годом увеличивается. Ведь решение социальных проблем – это залог успешного государства.
Как отметила автор, проект является бессрочным. В дальнейшем продолжится проведение совместных мероприятий с волонтёрами по распространению опыта через формирование активной гражданской позиции, а также сохранение и популяризация основной идеи волонтёрства.
«Родному городу – добрые дела»
Воспитанник студии «Жас ұлан» Школы детского творчества Костаная Мирас Шодоров тоже всерьёз увлекается безвозмездной помощью, только приоритеты предпочитает расставлять по другим критериям: заниматься не благотворительностью, а созданием комфортных условий для жителей своего города. На конкурсе Мирас представил проект «Туристические веломаршруты для подростков и их родителей (взрослых родственников) в окрестностях города Костаная». Примечательно, что парень не просто разработал маршруты, но и обозначил то, что необходимо сделать, чтобы его проект действительно начал приносить пользу: предложил выложить велосипедные дорожки согласно разработанному маршруту, создать большее количество велосипедных прокатов и прикрепить к ним инструкторов, дабы охватить этим видом спорта как можно больше людей.
Воспитанник ГШДТ Мирас Шодоров удобство веломаршрутов испытывал на себе
– Практическая ценность веломаршрутов состоит в том, что они могут быть использованы с целью ознакомления участников любительских и профессиональных велозаездов с природными и культурными достопримечательностями города Костаная, а также формирования специальных знаний, умений и навыков в технике и тактике туризма, – пояснил Мирас. – На период летних каникул разработано 12 маршрутов разного уровня сложности и протяжённости. Все маршруты прошли первичную апробацию ответственным за веломаршруты велосообщества «Костанай» Олегом Калининым.
Отмечу, что проект Мираса уже реализуется, для участия набираются группы подростков от 12 до 16 лет и их родственников по 12 человек в одной группе (шесть подростков и шесть родителей либо совершеннолетних близких родственников), имеющих навыки езды на велосипеде и подходящих по состоянию здоровья.
«Я гражданин Казахстана»
Ученица гимназии №21 города Рудного Дарья Деменева, представив своей проект «Создание школьного СМИ «Жас каламгер», уверенно заняла первое место в номинации «Я гражданин Казахстана». В столь юном возрасте девочка самостоятельно формирует материалы для своей электронной газеты, помогает ей в этом целая редколлегия, штат юных журналистов из 10 человек. Новости выходят оперативно и ежедневно, причём в родном Рудном школьники хорошо знают страницы газеты в самых популярных социальных сетях. Всё начиналось со статей, но уже сейчас дело дошло до сьёмок новостных сюжетов, которые транслируются на YouTube-канале газеты.
Педагоги, подготовившие победителей конкурса «Есть идея»
– Прежде чем запустить нашу газету, мы делали опрос как среди школьников, так и среди жителей города, хотели выяснить, какие материалы, темы предпочитают, что можно выпускать на казахском, а что на русском языках, продумывали дизайн газеты, чтобы читателям было удобно ориентироваться, – рассказывает Дарья. – Создавая этот проект, даже не думали о наградах, мы просто любим писать, быть в центре событий, поэтому я и мои друзья счастливы, что конкурсная комиссия тоже оценила наш порыв.
«Медиапроекты»
Девятиклассница Яна Ветлугина из школы-лицея №4 города Рудного с детства любит слушать увлекательные истории, факты из мировой истории, но больше всего девушку интересовала природа и воспитание маленьких детей. Эти два фактора натолкнули Яну на создание интересного, а главное, полезного дела – YouTube-канала с аудиорассказами по предмету «Самопознание» (1-4 классы) в помощь педагогам, детям и их родителям. Она не просто подбирает интересные рассказы, но и сама озвучивает их, продумывает видеоряд. Создаёт анкеты для того, чтобы юные слушатели сами могли предложить интересную для них тему.
Яна Ветлугина успешно работает над четвёртым выпуском интернет-канала «Школа журналистики»
– Любое учение для человека должно быть в первую очередь интересно. А чем заинтересовать детей? Конечно, яркими картинками, красивой озвучкой, – говорит Яна. – Я подумала, почему бы и нет? Ведь жизнь современных школьников буквально проходит в интернете. Так почему не совместить приятное с полезным? Думаю, я сделала хорошее дело, теперь нужно продумывать дальнейшее развитие.
«Моя малая родина»
Окунуться в историю родного края предложила ученица 7 класса ОШ №19 города Костаная Айдана Бекмагамбетова. В своём проекте экскурсионных маршрутов девушка рассказала о роли купеческого наследия города Костаная. В работе подробно описаны достопримечательности, сохранившие свой первоначальный облик и в сегодняшние дни: пассаж братьев Яушевых, дом купца Кияткина, особняк купца Давлеткадиева, дом купца Сенокосова, дом купца Лоренца, дом купца Воищева, бывший Народный дом, четырёхклассное мужское училище.
Айдана Бекмагамбетова для выполнения работы изучила десять практических пособий
– Моя работа состояла из двух частей. Первая глава «Молчаливые свидетели эпохи» представляет собой введение в тему. В ней мы рассмотрели историю архитектуры города Костаная с конца XIX – начала XX веков, – поясняет Айдана. – Во второй главе был приведён созданный экскурсионный маршрут по купеческим домам, где представлена методическая разработка маршрута, паспорт экскурсионных объектов, аудиогид по памятникам архитектуры. Это очень удобно как для горожан, так и для туристов.
«Семь Чудес Казахстана»
Жительница города Аркалыка Валерия Балуто свой проект назвала «Семь чудес Аркалыкского района». Девочка увлекается историей и элементами археологии, поэтому идея проекта пришла в голову сразу, причём, как отметила в интервью сама Лера, его разработка – уникальный личный опыт, на основе которого и была сделана работа. Туристические походы, изучение местности в родном крае – всё это тронуло сердце школьницы, и Лера поняла: нужно рассказать об этом всем, весь наша земля – это наше наследие и гордость.
Десятки жителей Аркалыка, узнав о масштабном проекте ученицы Валерии Балуто, вызвались помочь ей в исследовании
– По завершении проекта будет разработан и апробирован уникальный экскурсионный маршрут «Семь чудес Аркалыкского региона». Также будет организован выпуск информационных проспектов, – делится своим взглядом Валерия. – Они будут содержать в себе полную характеристику (километраж, координаты, состояние дорог, информация об объектах и т.д.), которая станет руководством будущему туристу, решившему посетить юг Костанайской области.
Реализация проекта позволит расширить знания учащихся школ города об истории родного края, даст возможность прикоснуться к её истокам, познакомит не только с памятниками, но и с культурой жителей степи.
«100 новых лиц Казахстана»
В этой номинации было представлено множество интересных биографий, ребята выбирали как известных личностей, так и рассказывали о своих знакомых, чья жизнь может служить примером. Ученица Майской общеобразовательной школы района Беимбета Майлина Дарья Стоногина не просто рассказала, а уже полгода знакомит свою школу с биографиями самых разных людей посредством интернет-канала «Школы журналистики», который девочка предложила создать, а впоследствии и возглавила.
Дарья Стоногина берет интервью для четвертого выпуска проекта «Школа журналистики»
– К Международному дню ребёнка был отснят пилотный выпуск. Для съёмок на интервью была приглашена многодетная мать Шолпан Мурзахметова, которая поделилась своими секретами воспитания. Эта публикация стала довольно популярной, что послужило толчком для продолжения «Школы журналистики» как постоянной рубрики, – делится эмоциями Дарья. – Затем наши репортёры пришли в гости к ветерану афганской войны Виктору Котлевскому. Серия этого выпуска «Хроника памяти» рассказывает зрителю о том, как менялся парень, попав на войну, о которой мир узнал гораздо позже. Виктор Александрович рассказал о трудностях боевых заданий и спецопераций, о курьёзных случаях за время его службы, о своих наградах. Также приглашался серебряный призёр международных юниорских игр среди людей с ограниченными возможностями Данияр Биклеев. Он выпускник Майской школы 2020 года, но, несмотря на столь юный возраст и сложный диагноз, уже имеет в копилке своих достижений много наград. Интервью с Данияром побудило его создать свой мотивирующий блог в Instagram для людей с ограниченными возможностями.
«Полюс возрождения» и «Юрта – модель вселенной»
Вторичное использование деревянных изделий - основная идея работы Владислава Гнилозуба
Воспитанник Заречной школы-лицея Владислав Гнилозуб, предложив проект «Зелёная экономика», стал лучшим в номинации «Полюс возрождения». Основной идеей проекта Владислав считает важность сохранения лесных массивов, экономное использование лесных ресурсов. В своей работе он предполагает, что изготовление декоративных изделия из древесины вторичного использования позволит существенно сэкономить и значительно уменьшить нерациональное природопользование, загрязнение окружающей среды.
Макет призёра конкурса Виктории Классен
Ещё одна воспитанница Майской школы Виктория Классен стала победительницей в номинации «Юрта – модель вселенной»: девочка мастерски соединила национальный колорит с современными веяниями индустрии и создала макет здания Дома детского творчества «Болашак», предусмотрев фасад, дворовую площадку, иллюминацию с использованием национальной символики.
По мнению жюри, работы в этом году удивляли серьёзностью, выверенностью каждого шага, а это говорит о том, что в наших детях много потенциала, и хорошо, что рядом есть люди, помогающие воплотить в жизнь их самые смелые фантазии, ведь все ребята работали в паре со своими педагогами-наставниками. Будем ждать новых побед и всей душой болеть за наших ребят.
Елена ПЕТРЕНКО,
директор Регионального центра
психологической поддержки и дополнительного образования
управления образования акимата Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.