Игра в туристском походе

Выпуск - №10(507)   :   10.03.2022
139

Я предлагаю варианты проведения подвижных игр в походных условиях для детей от 7 до 14 лет, которые помогут интересно и с пользой провести время на привале или днёвке, снять усталость после длительных переходов, развить любознательность и интеллект молодого туриста. 

Игра во время проведения туристского похода, путешествия, палаточного лагеря является не только формой проведения досуга, но и средством воспитания детей и подростков. Она позволяет руководителям туристских групп решать целый ряд проблем: 

•  вовлекать детей в творческую деятельность, воздействовать на личность ребёнка;
•  сплотить группу в единый коллектив, объединив всех её участников общей творческой деятельностью;
•  закрепить полученные в туристском путешествии профильные знания, умения и навыки;
•  занять свободное время группы на привалах, вечерами;
•  развивать навыки общения и поведения. 

Большое количество спокойных интеллектуальных, пусть даже очень интересных игр в течение одного дня, а то и вечера утомляет детей так же, как и большое количество игр подвижных. Хорошо чередовать игры подвижные и спокойные. Подвижные игры – один из способов физического развития ребёнка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития. 

Интеллектуально-творческие игры способствуют развитию мышления, познавательной активности. Но и подвижные, и интеллектуальные игры являются важным источником радостных эмоций у детей. Игры стимулируют активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических и физических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.

В качестве примера предлагаю несколько игр, конкурсов подвижных и интеллектуальных, которые связаны тематикой «Природа». Их можно удачно чередовать между собой, эти игры просты и доступны для проведения со школьниками разного возраста на природе. Они не требуют большой подготовки, специального инвентаря. Проводить игры могут как педагоги, так и сами учащиеся. 

«Лес, болото, озеро». Чертится (обозначается шишками или верёвкой) круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и ещё три круга на равном расстоянии от первого. В первый становятся играющие, а остальные получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу или рыбу (можно договориться и называть растения). Быстро считает до установленного числа. Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного или птицы, потом возвращаются, и всё сначала. Слово «лягушка» позволяет встать в любой круг. Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Менять круг нельзя. Если прибежавший с опозданием хотя бы одной ногой не ступит в тот круг, он получает штрафное очко. Также и тот, кто не успел добежать до круга.

«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий – в середине между деревьями. Стоящие у деревьев, начинают перебегать от дерева к дереву, а водящий должен занять дерево без игрока. Кроме перебежек, каждый игрок должен называть породу дерева, которое он выбирает. 

«Земля, вода, огонь, воздух». Для этой игры понадобится мяч. Все становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если ведущий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро перевернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Те, кому не удается правильно отреагировать на слова ведущего, выходят из игры. 

«Шишечный бум». В игре может участвовать любое количество человек. Участники берут по корзине (пакету, ведру) в руки и по сигналу начинают собирать шишки в свои корзины. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек. В итоге расчищается от шишек необходимая для установки лагеря, привала, игры в футбол, волейбол площадь. Затем из шишек ребята изготавливают поделки для конкурса или используют для украшения бивака, отчёта похода. 

«Шишки, жёлуди, орехи». 1 вариант: группа разбивается на тройки и встаёт в колонны по трое, лицом в круг. Первые в колонне – «шишки», за ними – «жёлуди», следом – «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов, и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки, и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. 2 вариант: играющие рассчитываются на шишки, жёлуди и орехи. Выстраиваются в колонны лучами. Водящий стоит в центре. Кого ведущий называет, тот перемещается против часовой стрелки. В это время водящий занимает свободное место. Проигравшие придумывают, сочиняют или загадывают уже известные загадки про шишки, жёлуди, орехи. 

«Горящий лес». Задача – перебежать с одного края поля (по которому проведена черта) на другой. В центре поля есть 3-4 водящих, которые салят тех, кто бежит. Осаленные тут же останавливаются, расставляют руки по сторонам, изображая горящее дерево (сходить с места нельзя). Остальные продолжают бегать туда и обратно. Их задача усложняется тем, что нельзя касаться «горящих деревьев». Тот, кто коснулся, останавливается и «горит». Игра может продолжаться, пока не останется 2-3 «несгоревших» участника. Они и будут победителями.

«Джунгли». Играющие делятся на три команды: синие, зелёные и красные. У каждого члена команды на голове повязка соответствующего цвета. Игра проводится на ограниченной территории, повязки (цвет) менять нельзя, если осалили, то повязку отдавать без сопротивления. Синие ловят зелёных, зелёные – красных, красные – синих. Команды следует выпускать с промежутком времени, чтобы дать убежать предыдущей команде. Отобранные повязки отдавать ведущему. 1 вариант: побеждает та команда, которая быстрее переловит все свои «жертвы». 2 вариант: побеждает та команда, которая останется в живых –это случается, когда у этой команды не осталось врагов (при этом тактика игры выжидательная: нельзя сразу «убивать все свои жертвы», так как они гоняются за врагами). Перед игрой с детьми обсуждается реальная жизнь в джунглях: кто на кого охотится, кто от кого убегает, кто сильнее, кто слабее и пр.

Экологическая игра из нескольких конкурсов. 1 конкурс «Узнай растения». Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут объекты природы (листья растений, грибы, камни и т.д.). Игроки в каждой команде получают порядковые номера (1, 2, 3 и т.д.). Ведущий называет растение и порядковый номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названное растение (или другой природный объект). Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся растения. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений. Этот конкурс можно в дальнейшем продолжить, развить и провести в многодневном походе.

«День трав». В этот день надо ознакомить ребят с тем, что растёт вокруг лагеря. В первую очередь, надо познакомить с ядовитыми растениями, если таковые имеются. Затем можно попробовать составить дневной рацион питания лагеря из съедобных трав, растущих вокруг. Для этого, конечно, надо изучить необходимую литературу. Начать можно с простого – грибов и ягод, а затем показать ребятам и другие съедобные растения. Можно попробовать один день полностью питаться ими.

2 конкурс «На суше, в воде, в воздухе, в лесу...». Везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Ваша задача: исключить из четырёх понятий одно, не объединённое с остальными общими признаками. 

1.  Myхa, кузнечик, светлячок, пчела домашняя.
2.  Киви, страус, цапля, пингвин.
3.  Кенгуру, коала, шиншилла, ишак.
4.  Рыба-игла, ёж, ехидна, дикобраз.

3 конкурс «Что? Где? Когда?». Путешествуя по планете и открывая её для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить. 1.  Какое растение можно использовать в турпоходе, если натрёшь ногу или поцарапаешь палец? 2.  Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? 3.  Какое растение первым расцветает на весенних проталинах? 4.  Какая птица летает быстрее всех?

4 конкурс «Угадай животное». Ваша задача: угадать по описанию животное, занесенное в Красную книгу. 1.  Хищное млекопитающее семейства кошачьих, бегает быстрее всех зверей. 2.  Род ядовитых змей, раздувающих при нападении «капюшон». 3.  Большой, белый, живёт среди снегов и льдов, прекрасно плавает и ныряет, ловит рыбу и тюленей. 4.  Крупная кошка с длинным пушистым хвостом. Живет в высокогорьях Азии. 5.  Самый крупный и сильный хищник семейства кошачьих: сохранился в заповедниках Дальнего Востока.

В походных играх отдаётся приоритет коллективной деятельности. Для подростков очень важно проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. Учась делать всё самостоятельно и не только для себя, но и для всей группы, в походах подросток взрослеет, избавляется от многих ложных представлений. Приобретение в игровой форме различного рода навыков, умений, знаний способствует их формированию и закреплению, так как не носит характер принуждения и обязательности. 
 

Дмитрий КОНДРАТЬЕВ,
педагог дополнительного образования Дома детского и юношеского творчества, Мендыкаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.