Исторические корни дебатов в Казахстане и их значение сегодня

Выпуск - №38(486)   :   30.09.2021
514

В современном мире с присущими ему демократическими ценностями явление политических дебатов далеко не ново. Мы привыкли наблюдать за дискуссиями кандидатов в президенты, полемики, возникающие в парламентах разных стран.

         


Наиболее яркие ассоциации со словом «дебаты» для наших граждан, чаще всего – борьба политических лидеров за власть, дискуссии, которые возникают между ними. Ассоциации возникают с политическими дебатами кандидатов в президенты США, и у нас формируется понимание, что мы берём пример с западных стран. Но мы в данном случае окажемся не правы. 
В истории нашего государства на протяжении столетий значительную роль играли бии – судьи, мудрецы и знатоки обычного права. Если обратиться к практике судопроизводства, мы можем справедливо отметить, что во время судебного процесса между сторонами обвинения и защиты происходят самые настоящие дебаты, логические и структурированные, в которых нет места голословным обвинениям и неуважения к оппоненту. Казахское право имеет тысячелетнюю историю, пик утверждения которого исследователями условно относится к XIV-XVIII в.в. В кочевых обществах с эпохи древности, как отмечал выдающийся казахстанский учёный, академик С.Зиманов, в силу высокой степени преемственности традиционные представления о праве, законе и справедливости составляли неотъемлемую часть государственной концепции степной цивилизации. Казахский суд биев представлял собой наиболее приближённую к демократической массе судебную власть, в основе деятельности которой лежали «преимущественно ценностные нравственные принципы и императивные нормы, выражающие природу и тенденцию стабильности и народности самой общественно-политической системы». Более того, уникальность «казахского права состояла в том, что оно, рождённое в рамках кочевой цивилизации, воплотило в себе многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний этой эпохи. В этом плане оно по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем». 
Значительную роль в управлении государством того времени играли ханский совет, суд биев и курултай. На подобных собраниях происходили дебаты на всевозможные темы: избрание хана, распределение кочевий, вопросы войны и мира. Участниками таких дискуссий, как правило, были сам хан, султаны (потомки Чингисхана по линии Джучи), бии, ораторы (шешены), жырау и батыры. Умение логически построить речь, использовать свои ораторские навыки, аргументировано и последовательно излагать свои мысли глубоко ценилось в степи. Нередко на курултае итог дискуссии мог изменить ход истории, определить дальнейшие вектор развития государства. Как видим, в нашей истории ораторское мастерство и навыки успешного ведения дискуссий играли ключевую роль в становлении политических деятелей и крупных личностей той эпохи. 
Данное утверждение справедливо и сегодня. Умение презентовать проекты, выступать перед публикой, успешно проходить собеседования при приёме на работу, слушать и слышать коллег и близких, анализировать информацию, уважать мнение других – залог успеха в любом деле. Дебатные кружки и студии для детей и подростков как нельзя лучше подходят для развития этих качеств. 
Воспитанники студии дебатного мастерства Школы детского творчества города Костаная на протяжении уже нескольких лет развивают навыки логического и критического мышления, эмпатии и терпимости к иным точкам зрения, уверенности в собственных силах, способности работать в команде, лидерские качества, развивают свой собственный стиль публичного выступления. Регулярно выступая на республиканских, областных и городских турнирах побеждают, занимают призовые места. И эти результаты ещё раз подтверждают, что молодёжь готова к вызовам современного мира, где умения, полученные в процессе занятий дебатами, играют значительную роль.

Намик АБАСОВ,
педагог дополнительного образования, руководитель студии дебатного мастерства ШДТ, г. Костанай

 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.