Мастерская технических талантов

Выпуск - №10 (457)   :   11.03.2021
397

Так можно назвать костанайскую Школу технического творчества, где из обычных ребят выращивают будущих мастеров с золотыми руками. Как это происходит, можно было увидеть во время пресс-тура, организованного Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования и коллективом ШТТ.

Школа технического творчества г. Костаная – одна из старейших и уникальнейших в области. Её история начинается в 1957 году с основания областной станции юных техников. Ровно через 40 лет она была реорганизована в Городскую школу технического творчества. В этом небольшом здании, удалённом от центра города, творятся большие дела и трудятся большие профессионалы, люди, преданные своему увлечению, своим ученикам, самым светлым идеям педагогики.  



На сегодняшний день в ШТТ г. Костаная, возглавляемой Амангельды Салыковым, занимаются в 10 кружках 489 ребят. С ними работают 17 педагогов, большинство из которых высшей и первой категории. Но дело даже не в статусе, а в удивительной верности своей школе этих людей. Они пережили и период расцвета ШТТ, и период очень сложный, когда работали без зарплаты, без средств для развития, просто на голом энтузиазме и вере в лучшее. И это лучшее настало. Сегодня на государственном уровне признано особое значение дополнительного образования детей, особенно технического направления. Школа обретает второе дыхание и новые возможности. 



Открывая встречу со СМИ, руководитель Регионального центра психологической поддержка и дополнительного образования Елена Петренко отметила:

- Здесь работает дружный, слаженный коллектив с большим стажем работы, с огромным профессиональным багажом, здесь работают уникальные, можно сказать, штучные педагоги, которые преподают такие дисциплины, которых больше нигде в городе, да и в области нет. Есть отдельные кружки, но в такой комбинации эта школа единственная. На республиканском, международном уровне она удерживает лидерство по автомоделизму. За последние три года достигнуто около 50 побед на международном уровне, около 40 побед – в пределах республики, более ста призёров  областных конкурсов воспитано в ШТТ. Буквально недавно мы впервые провели мероприятие по инициативе алматинского Дома школьников, руководство, педагоги которого хотели познакомиться именно с кружками технического направления костанайской школы. Мы организовали для этого общения видеоконференцию. В алматинском Доме школьников много кружков, но нет технических. И они хотят получить у нас опыт, консультации, хотят взаимодействовать. 


Гостей встречали Наталья Зубко и Светлана Храброва


Заместитель директора по УВР Школы технического творчества Наталья Зубко добавила, что работа методической службы – очень важная составляющая. По техническому направлению мало нужной литературы для педагогов, поэтому здесь стараются фиксировать, публиковать весь наработанный опыт.



- У педагогов дополнительного образования в отличие от общеобразовательных школ нет методических ресурсов, готовых программ, пособий. Поэтому свой опыт мы тщательно собираем и охотно им делимся на уровне города, области и республики, - рассказывает методист ШТТ Светлана Храброва. – Проводим курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования РК, где наши педагоги показывают и практические навыки на мастер-классах, и дают теорию. С 2015 года мы публикуем свои разработки на сайте методического центра МОН РК, которые с удовольствием принимают, они пользуются огромным спросом. Мы подготовили серию видеозанятий, для чего приезжала специальная группа Республиканского центра дополнительного образования. У нас богатый опыт работы с одарёнными детьми, который интересен школам. Но самое главное и ценное – это практические разработки наших педагогов: пособия, инструкции, схемы, чертежи по техническим направлениям. 


В классе робототехники интересно даже девочкам

Во время пресс-тура гостям была предоставлена возможность самим знакомиться с работой ШТТ, заходить в мастерские, общаться с педагогами и учениками. Но в самом начале Наталья Зубко представила относительно недавнее направление – кружок робототехники.

 – Это новый толчок развития школы, одно из востребованнейших направлений, - пояснила Наталья Николаевна. – 10 групп сейчас занимается робототехникой, желающих неизменно много. С ребятами работают преподаватели Самат Сулейменов и Адлет Оспанов. Особенно приятно, что Самат Сулейменов – наш выпускник, он вернулся в ШТТ после того как окончил магистратуру. 


Самат Сулейменов и его ученики


На занятиях в кружке робототехники под началом Самата Нурлановича ребята сами собирают роботов, сами их программируют, участвуют в олимпиадах, соревнованиях. В ШТТ поставили цель – войти в сборную республики KazRobotics – Казахстанской федерации образовательной и спортивной робототехники. Уже сейчас на областных соревнованиях воспитанники школы показывают очень хорошие результаты. 


Адлет Оспанов демонстирует возможности 3D-принтера

А знакомятся дети с современными технологиями в кружке начальной робототехники под руководством Адлета Оспанова. Здесь они сначала осваивают электронные наборы, изучают, как детали соединяются, как работают датчики, почему загорается лампочка и т.п. Затем они изучают конструирование на готовых моделях, далее учатся программировать, осваивают сложные конструкции. Более взрослые и опытные ребята занимаются 3D-моделированием, изготавливают детали на 3D-принтере, которые используются и в других кружках. 

- Это наше будущее, - говорит Адлет Оспанов. – Наши ребята, которые учатся в 4 классе, разбираются в технике и информатике больше, чем ученики 7-8 классов обычной школы.  


В кружке Елены Онегиной начинают свой путь юные техники

Начальное техническое моделирование дети изучают на занятиях в кружке Елены Онегиной. Сначала из бумаги и картона, потом из дерева и металла ребята учатся создавать самые разнообразные изделия: модели машин, декоративные поделки, макеты, игрушки… А самое главное – они осваивают с азов ручной труд. Они учатся понимать чертежи, учатся работать с инструментами, учатся тонкой, кропотливой деятельности, выполняя мелкие детали, учатся фантазировать и воплощать свои идеи. Всё это им непременно пригодится в кружках, где начинается более сложная работа. Ведь в Школе технического творчества большинство детей занимаются с начальных классов и до окончания школьного возраста. Здесь умеют увлечь ребят полезным и серьёзным делом. 


Автотрассовый моделизм увлекает и детей, и взрослых

Руководитель кружка автотрассового моделизма Владимир Лопытько сам когда-то пришёл школьником в ШТТ. Вернулся сюда педагогом сразу же по окончании института, и вот 28 год преподаёт невероятно увлекательный для мальчишек автотрассовый моделизм. Второй руководитель кружка Алексей Шангариев тоже выпускник ШТТ, ученик Владимира Владимировича. 


Так начинается самолёт

Ребята, занимающиеся в этом кружке, могут почувствовать себя и пилотами, и штурманами, и механиками Формулы-1. Они сами собирают миниатюрные машины, которые являются точными копиями реальных гоночных авто, учатся управлять ими. Дистанционным управлением регулируется и педаль газа, и тормозной путь, и турборежим. У машин нужно регулярно менять резину, можно делать различные доработки, повышающие скоростные качества. Словом, всё как в настоящем автоспорте, только в меньшем размере. Воспитанники Владимира Владимировича и Алексея Николаевича участвуют в чемпионатах мира и показывают хорошие результаты. 


Богдан Лошкарёв – чемпион республики по автомодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей

- Наши ребята увлечены реальной техникой, а не виртуальными играми, - говорит Владимир Лапытько. – Наша задача – научить детей быть технически грамотными, владеть технической информацией, научить работать руками с разным инструментом, оборудованием, расширить их представления об автоспорте. Неудивительно, что многие мои ученики сейчас работают в автомобильном бизнесе. 


Николай Дабижа знает всё об автотехнике

Страсть к автомобилям реализуют костанайские мальчишки и в кружке автокордового моделизма под руководством Николая Дабижи, который работает в ШТТ 34 года. Ребята с самых азов учатся конструировать и создавать модели автомобилей. От чертежей, изготовления деталей, до сборки действующих моделей. По готовым чертежам они собирают с нуля копии реальных автотранспортных средств, а на занятиях по теме «Модели будущего» сами придумывают, создают собственные машины… Ребята, увлечённые созиданием, не променяют эту работу ни на какие гаджеты, уверен Николай Петрович. 

Кружок судомоделирования, которым руководит Нурлан Сыздыков, входит в Федерацию судомодельного спорта Костанайской области, что позволяет участвовать в серьёзных соревнованиях. 


Нурлан Сыздыков учит ребят покорять волны и ветер

- Ребята добиваются больших результатов, им нужно показывать себя, набираться опыта у соперников. Для этого нужны выезды, общение с другими командами, - говорит Нурлан Сулейменович. – Спасибо областному управлению спорта, которое помогает принимать участие в республиканских соревнованиях. Нам приходится конкурировать с такими городами как Актюбинск, Караганда, где очень хорошее финансирование судомодельного спорта, возможности выезжать за границу, на крупные чемпионаты. Мы учимся у них и тоже стремимся к высоким результатам. Кстати, в 2018 году в Таразе один из моих ребят победил в самом сложном соревновании скоростных моделей. Также на этом турнире мы завоевали два серебра и одну бронзу. Это очень хороший результат. 


Большой корабль начинается с малого


В судомодельном кружке дети так же проходят конструкторский путь от изготовления простейших лодочек до очень сложных моделей кораблей. В зависимости от своих наклонностей ребята выбирают то или иное направление моделирования. Кто-то предпочитает парусные суда, романтично плывущие по чистой воде, кто-то любит быстрые, моторные. 

- Я даю возможность каждому проявить свой интерес, - поясняет Нурлан Сыздыков. – Для многих моих учеников судомоделизм остался любимым хобби на всю жизнь, немало тех, кто выбрал технические профессии, преподают инженерные специальности в вузах, колледжах. Этот кружок оказался для них судьбоносным. 


Александр Никитин и его ученики с легкостью осваивают современные квадракоптеры

«Мне бы в небо…» Это не фантазия для воспитанников авиамодельного кружка, наверное, самого романтичного, но и самого сложного. Как настоящие авиаконструкторы ребята создают модели реальных самолётов, а летом отправляют их в полёт. Это и кордовые модели, и радиоуправляемые, и резиномоторные, и планеры. Создавать их школьников учат люди с огромным опытом и поистине небесной душой – Александр Никитин и Александр Каргин. Их ученики не идут простым путём сборки моделей из красивых, готовых деталей. Каждую составляющую будущего самолёта юному конструктору нужно рассчитать, изготовить, соединить… В ход идут и ящики из-под фруктов, и потолочная плитка, и разные другие материалы, которые порой можно найти в прямом смысле на свалке. А получается из этого мечта любого мальчишки… Конечно, при условии приложения большого терпения и кропотливого труда.


Тонкости авиамоделизма раскрывает детям Александр Каргин

Терпение, труд, творчество – вот главные составляющие деятельности педагогов костанайской ШТТ и их воспитанников. А с таким опытом хоть в небо, хоть в море, хоть на самое современное компьютеризированное производство. Ребята, выросшие в этой удивительной школе, непременно найдут свой путь к успеху. 

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.