Петропавловск – северные ворота Казахстана

Выпуск - №28-29 (525-526)   :   18.08.2022
399

Каникулярное лето – пора отдыха от школьной суеты, путешествий, увлекательных поездок, расширения кругозора и изучения своего края.

Именно с этой целью в Тимирязевской общеобразовательной школе была организована двухдневная поездка в Северо-Казахстанскую область и её областной центр г. Петропавловск. Группа состояла из 12 учеников 6 класса и трёх  руководителей.  Пребывание в городе организовало турагенство ТОО «Прогресс» г. Петропавловска. Во время пребывания в Петропавловске нас сопровождала гид Наталья Савинкова, которая сделала всё возможное, чтобы за короткое время ребята посмотрели как можно больше достопримечательностей. Внимание к нам, гостям из Костанайской области, ощущалось на протяжении всего пребывания.

Почему именно Петропавловск? Причин несколько. Наш Тимирязевский округ граничит с юго-западной частью Северо-Казахстанской области. Когда-то, в  начале ХХ века наша местность относилась к Петропавловскому уезду. Рядом находилось большое переселенческое село Анновка, где и поныне сохранились стены старинной Анненской церкви. Петропавловск того времени был крупным  административным и экономическим центром. Кроме того, мы побывали уже в Пресногорьковке и Пресновке, поселениях возникших как крепости на Горькой линии, и Петропавловск был очередным пунктом нашего знакомства с историей укреплений на Горькой линии.

Ранним июньским утром мы благополучно пересекли границу Северо-Казахстанской области. Поплутав немного по полевым дорогам, добрались  до районного центра Тимирязева. Наш путь пролегал с юго-запада на север вдоль реки Ишим через крупные населённые пункты Сергеевку, Корнеевку,  Явленку. Местность почти как у нас: поля, луга, леса. Путь был неблизким, около шести часов езды.  Отличительной особенностью дорог соседней области, как мы заметили, являются силуэты лошадей на обочине. Наверно это сделано, чтобы напомнить путникам о том, что именно в Северном Казахстане впервые в мире была одомашнена лошадь. Древнее поселение Ботай находится на юге  области в Айыртауском районе. Кстати, ещё одно место для будущих экскурсий. 

При въезде в Петропавловск мы обратили внимание на  стелу «Северная звезда», установленную на  берегу о. Пёстрое. Нас встречал самый северный город Казахстана! По проспекту Жумабаева наша группа благополучно добралась до гостиницы «Кызыл жар», где нас встретила гид. Ребята ознакомились с программой пребывания в городе, предстоящими экскурсиями. По пути следования на обед гид рассказывала о достопримечательностях города. 

В первый день пребывания были запланированы развлечения, как же без них. Ребята были в восторге от трёхчасового пребывания в аква-парке. Не менее увлекательным событием были аттракционы в парке отдыха, ночная прогулка по главной пешеходной улице города – проспекту Конституции. Интересно, что протяженность его 2400 метров, это самая длинная пешеходная улица в мире, и этот факт будет в ближайшее время подтверждён в  книге рекордов Гиннесса.  

Утро второго дня в Петропавловске началось с обзорной экскурсии. Пешком мы отправились на главную площадь города, где  расположены центральные административные здания. Здесь же установлена стела Независимости Казахстана, памятник Абаю и Пушкину, стела памяти героев Великой Отечественной войны. В годы войны в Петропавловске была сформирована 314 стрелковая дивизия. 56 североказахстанцев стали Героями Советского Союза, сражаясь на всех фронтах. Земля с мест великих сражений была привезена земляками-ветеранами как дань памяти тем, кто сложил свои головы на далёкой чужбине, защищая  наше будущее. 

Наше знакомство с городом продолжилось в исторической части Подгорная. Именно здесь, на высоком правом берегу Ишима 12 июля 1752 г. была заложена крепость Петра и Павла. В этом году город отмечает свой 270- летний юбилей. С тех пор дата празднования Дня города никогда не менялась, как впрочем, сохранилось до наших дней и историческое название города – Петропавловск. К нашему большому сожалению, само место возведения крепости мы не посетили, так как оно находится на территории частного завода. По словам гида, на месте постройки крепости установлен памятный крест. Большой интерес у ребят вызвало посещение старинного православного храма Петра и Павла, который был основан ещё в 1803 году. Каменное здание возведено в 1813 году. 

Экскурсия в музейном комплексе «Резиденция Аблай хана» напомнила ребятам события далекого ХVIII века. Артефакты того времени вызвали огромный интерес. Ребята могли ознакомиться с деятельностью Аблай хана, объединившего все три жуза в тяжёлое для казахов время джунгарского нашествия.

На улицах города сохранилось множество старинных зданий, построенных из красного кирпича в архитектурном стиле «сибирское барокко». На некоторых из них размещены памятные доски. Второй день поездки оказался невероятно насыщенным. Мы побывали в Ботаническом саду, которому 110 лет, увидели, как растут лимоны, мандарины, финики. Закончилось наше знакомство с городом в Северо-Казахстанском областном  историко-краеведческом музее, самом старинном музее Казахстана. Для внимательного  изучения экспозиций потребуется целый день, но и одного часа хватило, чтобы понять, насколько широко представлена история края – от древности до современности. В музее  ребята приобрели сувениры на память об интересном старинном городе Петропавловске.

Экскурсия подошла к концу. Поблагодарив нашего гида и сфотографировавшись на память, мы отправились в обратный путь. Долгая дорога располагает к размышлениям. Как мало мы знаем о нашей Родине, и путешествия по родному краю приоткрывают завесу прошлого. Мы узнаём о событиях и людях, которые трудились на этой земле до нас и оставили свой след на земле.

Татьяна РОМАНИШИНА,
учитель Тимирязевской ОШ, Сарыкольский район


    

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.