Творчество предполагает наличие у человека определённых способностей, но они не развиваются стихийно, а требуют организованного процесса обучения и воспитания.
Дети с особыми образовательными потребностями требуют и особого подхода, отношения. Этим ребятам непросто заниматься любой деятельностью и при этом им особенно важно чувствовать, что они могут, у них получается, видеть свой успех через одобрение окружающих и дорогих им людей. Чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму или действию, педагог должен обладать огромным тактом и терпением и действовать по принципу пошагового обучения (от простого к сложному). И возможно это будут очень «мелкие шаги», которые займут длительное время, но торопиться нельзя. Ребёнок должен почувствовать радость от успеха, иначе всё бессмысленно.
Моя цель как педагога – обнаружить в учениках способности и задатки, чтобы исходя из них предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования. Формы деятельности в нашей школе разнообразны: кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т.д. Большую роль играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребёнка и для формирования коллектива. Дети остаются в среде, которая предоставляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей.
На занятиях во внеурочной деятельности я использую как традиционные методы, так и новаторские. Я стараюсь создавать условия, при которых воспитанники испытывают череду эмоций: сначала удивление «Неужели этому можно научиться?», потом восхищение «Как здорово, красиво сделано!», и, наконец, восторг «И я так могу!». И всё что делают ребята становится для них тем ценнее, когда они понимают, что это приносит радость не только им самим, но и близким людям. Важно, чтобы результаты их труда стали подарком, сюрпризом для других людей, что даёт почувствовать им их значимость.
Ко Дню учителя, Дню матери, к 8 Марта я предлагаю сделать портреты «Мой любимый учитель», поздравительные открытки для мам, бабушек, сестрёнок, а также дружеские портреты-шаржи «Это я, а это мамочка моя», стараясь подчеркнуть видимые особенности и схожие черты и в то же время не лишая работу элементов юмора.
Мы учим стихи, поём песни, готовимся к творческим выступлениям на концертах, посвященных праздникам, где ученики проявляют разные стороны своих способностей. Всегда с большим интересом дети участвуют во всех предлагаемых конкурсах поделок из природного материала, рисунков на актуальные темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Мой независимый Казахстан» и др. Например, в областном конкурсе детского творчества наш воспитанник представил работу «Волшебный замок».
Регулярно провожу внеурочные мероприятия: воспитательные часы, беседы, экскурсии, творческие часы, часы чтения любимой книги, часы настольных игр и многие другие, где знакомлю детей с новым, пробуждаю познавательный интерес, воображение, желание научиться чему-то. Сама веду в своей группе кружок «Творческий калейдоскоп», ценность которого в разнообразии техник: ребята могут выбирать деятельность, которая им ближе и интересней – шитьё, работа с бросовым материалом, гербарием, бумаготворчество (аппликация и объёмные поделки из бумаги и картона и т.д.) и многое другое. Использую такие формы работы, как мозговой штурм, конкурсные задания (ребусы, вопросы, викторины), использование ИКТ, работа в малых группах. Дети посещают кружки по интересам: шашки, теннис, футбол, театральный, танцевальный. Также мы занимаемся развитием памяти, внимания, логического мышления. Регулярно совершаем творческие прогулки, экскурсии, которые оставляют у детей много ярких эмоций и впечатлений.
Всегда помню, что направлять ребёнка – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с воспитателем творили. Отношения с детьми ориентированы на то, чтобы вовлечь их в самостоятельную творческую и познавательную деятельность. Отсюда мой девиз: «Учение без принуждения и по интересу».
Елена ЯКОВЧУК,
воспитатель Лисаковской специальной школы-интерната для детей с особыми образовательными потребностями
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.