«Сбережём природу вместе!» – такой девиз выбрали для своей работы воспитанники кружка дополнительного образования Дома детского творчества Фёдоровского района «Экология», который уже второй год под моим руководством работает на базе Пешковской общеобразовательной школы.
В кружке занимаются ученики 1-9 классов. На первом этапе, скажу честно, было опасение, что не сложится работа в такой разновозрастной группе, но опыт оказался успешен и, наоборот, вдохновил на новые проекты и планы.
Вот такими впечатлениями делится воспитанница кружка, ученица 9 класса, призёр областного конкурса «ProEco-2022» Вера Маер: «Оказывается, с малышами так интересно сотрудничать! Они такие забавные: рассуждают по своему, предлагают необычные идеи и планы. Решив дать больше знаний младшеклассникам, мы провели акцию «Знакомимся с животными из Красной книги»: рассказывали о редких зверях и птицах, приводили интересные факты, показывали созданные своими руками игрушки и многое другое. Сколько было восторга, эмоций и желания всех сберечь! А это главное: мы достучались до маленьких сердечек, и теперь краснокнижные обитатели нашей природы не просто знакомы детям, но они искренне за них переживают».
Нужно сказать, что дополнительное образование, реализуемое в нашей стране и области – это прекрасная идея и возможность для технического, творческого и научного развития детей, отличная возможность получить не только теоретические знания, но и развить практические навыки, научиться работать в группе, наладить взаимоотношения со сверстниками, и главное, сделать первые шаги в науку. Кружковая работа предполагает активное участие детей в различных конкурсах, а проводимые районные и областные мероприятия – отличная возможность принять участие, испытать ситуацию успеха, воодушевиться на новые проекты.
Так, самые активные воспитанники моего кружка «Экология» Дарья Коскулова, Софья Штеле, Вера Маер, Захар Жиряков, Валерия Ефимова, Полина и Алина Кляйн становились призёрами конкурсов «Табиғатты аяла», «Открываем мир профессий», «ProEco». Исмаил Евлоев и Анна Бовкуненко приняли участие в республиканском фестивале «Розовый фламинго и другие обитатели заповедной земли».
Любовь к природе – это прекрасное чувство! Я уверена, что полюбить природу сможет тот, кто умеет видеть её красоту и совершенство, знает и понимает ценность каждого живого организма на планете. А чтобы познакомиться с экологическими взаимосвязями в природе, воспитанники проводили эксперименты по влиянию на одноклеточных животных внешних экологических факторов, предварительно научившись самостоятельно выращивать в лабораторных условиях этих простейших животных. С результатами исследований выступили перед одноклассниками на конференции, совместно спрогнозировали влияние теперь уже на многоклеточных животных факторов природы и человека, сделали вывод.
Помимо этого в экспериментальной работе исследовали потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле, проращивали семена, изучали влияние экологических факторов и антропогенное влияние на проростки, проводили акции по благоустройству и озеленению, изучали видовой состав экосистем, знакомились с лекарственными растениями, создавали гербарии, работали по раздельному сбору отходов, посещали занятия школы экопросветителей. Своими руками ребята сделали бумагу из макулатуры, украсили веточками засушенных цветов из букетов, оформили в рамку и получили креативные дизайнерские постеры. Все эти и другие мероприятия заинтересовывали и увлекали воспитанников своей необычайностью, возможностью применять творчество, фантазию, вести поиск разнообразных решений, тесно общаться, дружить и ценить друг друга.
Я уверена: всё, что мы делаем вместе с ребятами, способствует воспитанию любви к своей земле, чувства патриотизма и заботы об окружающей среде.
Лариса КАРПЕНКО,
педагог дополнительного образования ДДТ, Фёдоровский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.