Уроки Чернобыля горьки. Понадобится время, чтобы осмыслить их до конца. 40 лет прошло с той страшной трагедии, но никто не сомневается в том, что при ликвидации аварии были проявлены все лучшие качества человеческого характера: рискуя собственной жизнью, спасатели заслонили грудью не только свою страну, но и соседние государства.
Премии, личные сбережения, пенсии, средства, вырученные от субботников, направляли кустанайцы городу энергетиков. «Мы с тобой, Чернобыль» – так писал в те дни «Ленинский путь».
Гордостью костанайцев стал наш земляк, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Леонид Петрович Телятников. 25 января будет 75 лет со дня его рождения. Уроженец посёлка Введенки совершил отважный подвиг в мирное время и удостоен звания Героя Советского Союза.
Леонид Телятников окончил в Кустанае среднюю школу №14 , затем Свердловское пожарно-техническое училище МВД СССР. Учился на отлично. Физически очень крепкий, имел разряд по боксу и пожарно-прикладному спорту. Впоследствии окончил Высшую инженерную пожарно-техническую школу в Москве. Несколько лет работал в противопожарной службе Кустаная, а с 1982 года – в Киеве. Высокая профессиональная подготовка помогала ему побеждать пожары, он всегда точно знал, где ему находиться, энергия и бесстрашие майора Телятникова воодушевляли людей.
В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части №2 по охране Чернобыльской АЭС. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. на 4 блоке Чернобыльской АЭС произошла авария. В 1 час 42 минуты к разрушенному реактору подъехал начальник пожарной части АЭС Телятников. Как опытный специалист, Леонид Петрович прекрасно понимал, чем грозит пожар на блоке, как велика опасность распространения огня внутри машинного зала и через кабельные тоннели в соседний с аварийным энергоблок. Счёт пошел на секунды. Телятников не принадлежал себе. Он заступил на пост, на котором решалась судьба атомной электростанции, жизнь многих тысяч людей. Отныне его действиями руководило только чувство долга, которое воспитывалось с детства и крепло в нём всю жизнь.
Машина майора остановилась у АЭС…. Увиденная картина ужаснула Телятникова: открытый реактор, а сверху, над его смертоносным дыханием на семидесятиметровой высоте метались фигурки. Позже Телятников скажет: «Личный состав работал самоотверженно, не нужно было ни уговаривать, ни дважды повторять команду, понимали с полуслова, выполняли бегом».
Труднее и опаснее всего было на крыше: перед бойцами была стена огня и смрадного, удушающего дыма. Металлические конструкции раскалялись, плиты перекрытия проседали под ногами, сапоги вязли в горячей битумной массе. Смерть грозила со всех сторон, но бойцы самоотверженно били и били струями воды по огненной лавине. И огонь отступил. Но не угас другой грозный источник опасности – радиация. Сделанное бойцами и командирами огромно по самым высоким моральным меркам, они сознательно шли на смертельный риск, потому что понимали – иного выхода нет.
Майор Телятников личным примером воодушевлял подчинённых на решительные действия. Несколько раз поднимался на самую верхнюю отметку станции, где находилось аппаратное отделение и основной очаг пожара. Здесь создалось чрезвычайно сложное положение, рухнула часть крыши над реактором, деформировались несущие конструкции, раскалённая лава горящего битума охватывала пожарных со всех сторон. Люди с каждой минутой слабели. И несмотря на это продолжали сражаться со стихией. Уже потом подсчитают, что подразделение майора Телятникова пробыло на станции в опасной зоне с момента аварии почти три часа. Это очень много для того чтобы получить смертельную дозу радиации.
К сожалению, радиационное поражение некоторых ребят оказалось столь сильным, что лучшие специалисты страны не смогли спасти им жизнь. Долго был прикован к койке и Телятников. Началась новая битва. Не с огнём, а за собственную жизнь. 25 сентября 1986 года майору внутренней службы Леониду Петровичу Телятникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». В США мемориальная доска в честь героев Чернобыля установлена на одной из американских атомных электростанций. Сочувствие выразили пожарные Шотландии, Швеции, Болгарии…
«На больничной койке понял, как много у меня друзей, – позже говорил на встрече с кустанайцами Леонид Телятников. – Приходили товарищи, с которыми учился, получил множество телеграмм. И это не давало расслабиться». Кустанайцы писали ему: «С нетерпением ждем встречи на родной земле!»
Леонид Петрович удостоен звания почётного жителя г. Киева и нескольких городов мира, награждён Золотой звездой британской газеты «The Star» (она вручается «Человеку года»), был на приёме у Маргарет Тэтчер и награждении премией британских пожарных. С 1998 по 2004 год Телятников возглавлял киевское Добровольное пожарное общество.
Нашему земляку судьба отмерила всего 53 года. В Костанае помнят о герое: 7 июня 1988 года Леониду Телятникову было присвоено звание Почётного гражданина города, в Костанайском областного историко-краеведческом музее и в пожарно-техническом центре есть выставки, посвящённые подвигу Леонида Петровича. А в Киеве есть площадь Леонида Телятникова.
Анна КАРПУХИНА,
архивист ГАКО
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».