Ученики 10 класса Наурзумской СШ, 1983 г.
Ученики Приреченской школы, 50-е годы
Фото и факты о костанайском образовании – из фондов Костанайского областного архива.
В Костанае 40-х годов несмотря на все тяготы войны большое внимание уделялось школьному образованию, при городских школах было организовано общественное питание для нуждающихся учащихся, введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
Учителя-первоцелинники, Денисовский район
Учителя Больше-Чураковской СШ, 1953 г.
После окончания войны в городе, как и по всей стране, развернулась работа по восстановлению народного хозяйства, улучшению работы промышленных предприятий, транспорта, строительства, в социально-культурной сфере. По данным послевоенного 1946 года в городе насчитывалось десять школ. В трёх начальных школах с 35 хорошо оборудованными классами обучалось 1366 учащихся, в трех школах-семилетках с 52 классами − 2900 детей и в четырёх средних школах с 70 классами – 2599 учащихся. Всего в этих школах учащихся числилось 6865 человек.
Ученики 8 класса казахской школы-интерната, г. Джетыгара, 1965 г.
Студенты Мендыгаринского педагогического училища им. Алтынсарина, 1958 г.
Кроме того, на тот период в городе имелись фельдшерская школа, учительский институт, в 1955 году преобразованный в Кустанайский педагогический институт, сельскохозяйственный техникум, ремесленное училище, музыкальная школа, вечерняя школа для рабочей молодёжи, три школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) для подготовки квалифицированных рабочих.
Решением Кустанайского горисполкома №762 от 15 сентября 1948 г. открыт институт усовершенствования учителей при областном отделе народного образования.
В начале 50-х годов началось активное строительство корпусов учительского института. Сметная стоимость строительства в городе Кустанае − 2222,6 тыс. рублей. Начало строительства института − с 15 апреля 1952 года.
С 1 сентября 1955 года Кустанайский учительский институт был переименован в педагогический институт и отнесён к числу высших учебных заведений третьей категории со стационарным и заочным отделениями с факультетами русского языка и литературы и физико-математическим, с планом приёма на 1 курсы стационара − 150 человек, заочного отделения – 100 человек, в том числе на факультеты: по стационару на факультет русского языка и литературы − 75 человек, на физико-математический − 75 человек; на заочное отделение факультета русского языка и литературы − 50 человек, на физико-математический − 50 человек.
Анна КАРПУХИНА,
архивист ГАКО
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».