Анновский дневник

Выпуск - №44(641)   :   07.11.2024
388
Погожим сентябрьским днем после школьных занятий мы с коллегой Алматом Мусиным отправились в мини-экспедицию по родному краю.

Whats-App-Image-2024-10-30-at-11-47-52

Whats-App-Image-2024-10-30-at-11-46-10-1

Алмат Боранбаевич – учитель географии, но далеко не тот, который «глобус пропил». Во- первых, кому нужна модель земного шара. Во-вторых, этот человек не имеет вредных привычек. Такая у него жизненная позиция.

Дни всё короче, поэтому мы на всех парах мчимся по сарыкольской трассе. Проезжаем мавзолей легендарного Жазы би, озеро Талы, караобинские курганы, могилы двух рассорившихся братьев. История буквально лежит у дороги. Зовёт и манит к себе пытливого исследователя. Беседа сокращает путь.

Посетили могилу выдающегося поэта и историка Василия Шалабаева. Подобно сыну, навестившему старого отца, я испытал волнение от прилива тёплых чувств. Почему-то захотелось заплакать как в детстве. Пренебречь посещением было нельзя, иначе дорога могла не сложиться. Это проверено на опыте.

Whats-App-Image-2024-10-30-at-11-46-10

Перекусив в одном из кафе, мы отправились в Анновку, что находится примерно в 60 километрах от райцентра. Административно входит в состав Чеховского сельского округа. Село расположено на берегу озера Жақсы Жаркөл. На другой стороне озера виден поселок Богдана Хмельницкого. Это уже территория, которая относится к Северо-Казахстанской области. Я знаю два посёлка с названием Анновка: один – в Алтынсаринском районе, другой – в Сарыкольском. Неизвестно в честь какой Анны названа наша Анновка, а сарыкольская, по утверждению Валерия Стародуба, в честь Анны Васильевны Шереметьевой, фрейлины императорского двора. Эту версию разделяет Сергей Виниченко, поэт, педагог и исследователь, известный в Казахстане и за его пределами.

История села начинается в 1898 году. В пределы нынешнего района выехала экспедиция из Кустаная. Она двигалась на 13 подводах. Также было несколько карет. Караван экспедиции должен был определить земли, пригодные для земледелия. Она носила также миссионерский характер. Генерал-аншеф Лидберг получил за заслуги перед Отечеством 40 тысяч десятин земли. Через два года участок был окопан: по словам вышеназванных краеведов, в окрестностях посёлка Урожайного сохранились остатки земляного вала. Экспедиция остановилась вблизи озера, полноводного и рыбного. По желанию графини Шереметьевой на её средства должен быть возведен храм, а также чтобы поселок носил её имя. Место под храм огородили, отвели участок под церковный сад, чахлые остатки которого видны и поныне. Скорее всего, это насаждения советской поры. Подрядчиком был определён кустанайский купец первой гильдии Стихеев. Для раствора из Варваринки было привезено (примерно 300 км) полторы тысячи пудов извести. Местные жители собирали на постройку храма яйца и сыворотку. Этим и обусловлена необычайная крепость кладки.

Строительство длилось почти пять лет. С 1903 года начались регулярные богослужения. Последним настоятелем храма был иерей Ражков. До 1937 года храм сохранял свой первозданный вид. Некто Иосиф П.(мельник) за вознаграждение взялся спилить крест, что и совершил. После у него отсохла рука, а вскоре вандал скончался в страшных муках.

В разные годы советской власти храм был то зерноскладом, то сельским клубом. После оптимизации церковь под воздействием стихии и вандалов обветшала. Хотя о её крепости в округе ходят легенды. В качестве клуба храм просуществовал более 50 лет. Сегодня он напоминает израненного в боях с атеизмом воина, вырвавшегося из неравной битвы победителем. Несмотря на своё плачевное состояние, здание поражает красотой кладки. В одном из окон сохранилась фигурная решётка, также две ниши для надвратных икон.

Сегодня Анновка – упразднённое село с единственным местным жителем. Зовут его Сергей, но встретиться, к сожалению, не удалось. Местный рыбак Ескендир-ага кое-что прояснил. Двери сохранившихся построек по старинке подпёрты пустым газбаллоном или завязаны на верёвочку. Так было во всех малых сёлах, люди верили друг другу.

Анновка интересна тем, что в годы гражданской войны здесь создали партизанский отряд братья Ковалёвы – Дмитрий и Иван. В местном парке (точнее в том, что от него осталось) стоит обелиск. На чёрных мраморных плитах имена погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Противоположная сторона обелиска без мемориальной доски. Хочется думать, что это не место для будущих жертв и героев.

На сельском кладбище также есть обелиск героям гражданской войны. Проезжая Ковалёвку, мы созвонились с Суюндиком Харесовичем Шаймерденовым, учителем и краеведом из поселка Лесного, который поведал новые факты о братьях Ковалёвых. Его дядя, Даулет Кожахметов, воевал в их отряде, был очень дружен с легендарными братьями. В музее лесновской школы хранится табличка, на которой написано, что Ковалёвка названа в честь братьев Дмитрия и Ивана, устанавливавших советскую власть в крае. Ковалёвки тоже нет, на территории села располагается крестьянское хозяйство. Сергей Виниченко, занимающийся историей гражданской войны, признаёт, что чем больше он находит сведений о братьях Ковалёвых, тем больше загадок и тайн.

Прохладный сентябрьский день заканчивался. Храм, воздвигнутый на берегу озера в честь Святого Георгия и великомученицы Параскевы, нужно было оставить. Никто уже не восстановит. Храмы строят для людей. Люди же, утратив человеческий облик и веру, их же и разрушают. Анновская церковь ещё долго будет сопротивляться времени и стихии, глядя на нас с укоризной глазницами пустых оконных проёмов. Безголосая и сирая, но по-прежнему прекрасная.

Whats-App-Image-2024-10-30-at-11-46-09


Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.