Благословение Барака батыра

Выпуск - №36 (483)   :   19.09.2021
131

К величию и святости этого выдающегося деятеля прошлого мне удалось прикоснуться не сразу.

Что значит би в казахской степи? Советник хана, дипломат, выдающийся полководец и воин, который остался в памяти потомков как человек, умевший одним ударом копья выбить противника из седла. Человек, которому порой, не сходя с коня, приходилось выполнять поручение хана, примирять враждующие стороны и решать внешнеполитические вопросы. А в казахской степи ХVІІІ столетия, раздираемой междусобицами, находящейся в окружении врагов, проблем было ой как много…

Я услышал легенду о том, как Барак батыр рукой поймал пулю, точнее свинцовой варежкой, вместо которой вполне могла быть кольчужная рукавица. Он вполне мог владеть практикой ловли пуль, так как имел паранормальные способности. Мог узнать судьбу человека, имел дар целителя. Североамериканские индейцы, например, могли поймать летящую стрелу. Небезызвестный барон Роман Фёдорович Унгерн, расстрелянный большевиками в 1921 году, владел буддийскими практиками, благодаря которым от него отскакивали пули. Кто знает, может это был всего лишь трюк… Но учитывая неординарность батыра, история с пулей не кажется вымыслом. О милосердии этого человека красноречиво говорит его поступок, когда он вылечил Фёдора, который за гостеприимство был готов убить батыра и ограбить его сородичей. 

Всю жизнь батыр был на коне. Редко снимал доспехи и находил время для отдыха. Принимал участие в национально-освободительном восстании Сырыма Датова в 1783-1797 г.г. В крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва батыру тоже удалось проявить свой полководческий талант. Конечно, живущим сегодня трудно представить масштаб значения личности Барака батыра в казахском ханстве. Народная молва и легенды донесли до нас скупые сведения о выдающемся деятеле. Но авторитет и славу о нём безжалостное время не смогло победить. Историки помнят, что панцири завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича долгое время почитались среди сибирской и казахской знати: считалось, что тот, кто обладает этими панцирями, будет наделён неограниченной властью и могуществом. Мне довелось общаться с прямыми потомками батыра Барака: две семьи из поколения в поколение бережно передают фрагменты его кольчуги. Думаю, что эти фрагменты выполняют возложенную на них функцию и хранят обладателей от бед и напастей. 

В начале нынешнего лета мы с педагогами и детьми отправились за реку Убаган в Сарыкольский район, чтобы прикоснуться к величию батыра. На сарыкольской трассе стоит указатель. Совсем немного поплутав по знойной степи, мы вышли к величественному мазару. По мере приближения к нему возникало ощущение покоя. Над куполом мазара вились ласточки, а на могиле батыра выросло дерево. В колодце с водой, в которую будто добавили сахар, мы утолили жажду и обнаружили рядом гнездо ласточки с кладкой яиц. Ну чем не чудо…

У самого мазара у меня лично возникло интересное ощущение. Наверное, так себя чувствует человек себя в нирване. Куда то ушла суета, отступил полуденный зной, только ласточки суетились над куполом да парил вдалеке, сторожа покой батыра, степной беркут. У надгробия лежал небольшой фрагмент могильного камня с арабской вязью. Было безветренно. Но этот камень, лежа на бетонном основании мазара, что-то выстукивал подобно метроному. Ещё я ощутил что-то похожее на вибрацию.

Люди приезжают к батыру, ночуют на мазаре, просят его об исцелении себя или близких от разных недугов. Я не стал просить ничего для себя – ведь и так потревожил дух великого воина. Очень хочется верить, что педагоги и дети, с которыми мы были у мазара, получили благословение батыра. Барак батыр заповедал своему народу хранить землю от врагов и больше всего беречь мир и согласие между людьми. Да будет так!

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории и краеведения Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".