Чтобы такое никогда не повторилось!

Выпуск - №42 (590)   :   08.11.2023
650

На осенних каникулах группа учеников ОШ №14 им. Д.Карбышева побывала с краеведческой экспедицией в Астане. Огромное впечатление произвёл на нас музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников родины), который находится в районном центре Акмол.

Комплекс открывается монументом «Арка скорби», символизирующим вход в священную землю, где происходит встреча двух миров – живых и мёртвых, встреча прошлого и настоящего. В то же время «Арка скорби» олицетворяет женщину-мать, оплакивающую потерянного мужа, детей, молодость. Проходя под «Аркой скорби», склоняем головы перед памятью о погибших женщинах. Перед входом в музей – две композиции «Отчаяние и бессилие» и «Борьба и надежда» словно история семьи, навечно разлучённой жестоким временем. Композиция, расположенная в центре зала, вселяет надежду на будущее: пробивающийся сквозь гранитный камень «Цветок жизни» напоминает, что жизнь продолжается, несмотря на горе, беды, выпавшие на судьбы тысяч невинных жертв страшной эпохи беззакония. Композиция «Свобода и неволя» олицетворяет судьбы тех, кто навеки остался узницами АЛЖИРа, и тех, кто вырвался из застенков на свободу. Здесь в заключении находились Азиза Рыскулова и её мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова, певица Лидия Русланова, актрисы Лидия Френкель, Татьяна Окуневская, писательница Галина Серебрякова, женщины из семьи маршала Михаила Тухачевского, жёны писателей Бориса Пильняка и Юрия Трифонова, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой… 

Экскурсия по лагерю открывается композицией «Оковы», она представляет собой тюремную камеру, где содержали женщин после ареста. По словам экскурсовода музея Эльвиры Саттар, женщин после расстрела мужей вывозили обманным путём: им обещали устроить встречу с мужьями, но вместо этого их ждала дорога в лагерь. В камерах женщин содержали от двух до шести месяцев, потом поэтапно отправляли в лагеря. Первая партия женщин с детьми до трёх лет прибыла в Акмолинский лагерь в январе 1938 года в 40-градусный мороз, были среди них беременные и с грудными детьми. Это были женщины со всех концов Советского Союза: из Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, Грузии и Армении. Весь путь до лагеря представлял собой борьбу с нечеловеческими условиями сталинского вагона, оригинал которого установлен на территории музея. В музее есть также оригинал следственного изолятора 30-х годов, доставленный из Алматы, из музея КНБ. 

В лагере первое время женщины занимались сбором камыша на берегу озера Жаланаш, в день каждая женщина должна была собрать 40-45 снопов. С помощью камыша, воды и глины женщины ногами месили саманные кирпичи и строили для себя бараки. Первое время в лагере было только четыре барака. В течение января и февраля 1938 года женщины стали поступать непрерывным этапом, мест не хватало, поэтому в лютые морозы, пургу и метель они сами строили себе жильё. Температура в бараках не превышала 5-6 градусов, топили только камышом, другого топлива не было. Жизнь всех женщин в лагере была одинаковой – отбывали сроки от 5 до 8 лет. До трёх лет дети были с матерями в лагере, находясь в соседнем бараке, матери приходили три раза в день только покормить своих детей, а после трёх лет детей отправляли в детские дома. Женщины первые полтора года отбывали срок как особо опасные преступницы, переписка им была запрещена, и они не знали, куда отправляли детей. Жизнь детей была ужасной и в лагере, и в детских домах, и после на них было клеймо «врагов народа»: их не принимали на работу, они не могли поступить в высшие учебные заведения. Только после указа о реабилитации их жизнь начала налаживаться. 

В летнее время женщины занимались сельским хозяйством, пасли скот, копали арыки от озера Жаланаш. В основном они были из интеллигентных семей, не привыкшие к тяжёлой физической работе, поэтому выживали не все. В 1939 году по просьбе женщин в лагере открыли швейную фабрику, где узницы трудились по 16-17 часов в день, отрабатывая норму. Первое время шили одежду для себя, потому что прибыли в лагерь кто в чём: в платьях, в домашней одежде, в халатах. Во время войны женщины шили обмундирование для фронта. Осматривая представленные в диораме хрупкие фигурки узниц, окруженных вооружённым конвоем и собаками, железные койки, охапки камыша, обрывки детских писем, кабинет следователя со зловещим портретом Сталина, швейный цех, сквозь решетки которого смотрят уставшие глаза, понимаешь, что только сильные духом и чистые совестью могли вынести все моральные и физические муки. Память о перенёсших все тяготы трудовых лагерей увековечена на стене с именами 7620 узниц АЛЖИРа и строчками из стихотворения Анны Ахматовой: «А здесь, в глухом чаду пожара, остатки юности губя, мы не единого удара не отклонили от себя». 

О том, что на этой территории был лагерь, долгое время никто не знал, тема была закрытая, бывшие узницы дали подписку о неразглашении и молчали, боясь нового наказания. Первый директор посёлка Малиновки (нынешний Акмол) Иван Шарф собирался построить птицефабрику, но во время строительства вдруг были обнаружены места массового захоронения. Директор собрал старожилов посёлка, и выяснилось, что здесь был лагерь, в посёлке даже проживает несколько бывших узниц. Директор написал в газеты и журналы запросы, владеет ли кто-нибудь информацией про лагерь АЛЖИР. В результате 19 октября 1989 года на встречу приехали всего 20 женщин: многие продолжали жить в страхе, многие просто не дожили до этого дня. В тот же день в центре посёлка был открыт первый памятник в виде расколотой звезды – символа разорванной человеческой души. На месте массового захоронения женщин установили христианские и мусульманские памятники. В 1997 году Иван Шарф вместе с помощниками открыл музей в Доме культуры, который проработал 10 лет, было собрано 4000 экспонатов. А в 2007 году открылся большой мемориальный комплекс, чтобы люди не забывали историю и чтобы такие страшные события больше никогда не повторялись. 

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель русского языка и литературы ОШ №14, г. Рудный

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.