Фактор успеха школьных музеев

Выпуск - №000(000)   :   04.08.2022
729

Школьный музей – это, прежде всего, музей действия или деятельности, для его эффективного функционирования необходим факт постоянной включенности учащихся в музейную работу. Осуществление исследовательской работы дает возможность для самореализации учащихся, участия в конференциях, получения общественного признания.

У каждого музея судьба своя, у одних героическая, у других экологическая, а у нашего школьного музея затронуты все направления патриотического воспитания. Силами учащихся, родителей, педагогами школы, выпускниками и жителями села Тогузака собраны и изучены экспонаты школьного историко-краеведческого музея «Родина – школа – музей». В исследование вошли следующие экспонаты музея: целина «Малая родина в лицах», «Тогузакский элеватор, или 80 лет спустя», «Великая Отечественная война», «Школа – вехи истории», «Железная дорога – мост между прошлым и будущим», «Веренский борок – памятник природы» и т.д.

Так, например, при открытии уголка, посвящённого теме второй мировой войны, проведена огромная работа, направленная на восстановление полного списка участников и ветеранов Великой Отечественной. Учителями и школьниками были созданы альбомы, посвящённые жизненному пути ветеранов. Родственниками и старожилами села предоставлены в дар музею журналы учёта участников войны, вырезки из газет, тетради из личных воспоминай ветеранов, значки и наградные материалы. Результатом исследования стал полный список участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Эти материалы были использованы для мемориальной доски при открытии памятника в селе. Выпускниками школы снят видеоролик «Памятник участникам войны, воинам – землякам села Тогузак». Также собран и представлен видеоряд «Герои необъявленной войны», фото и альбом, посвящённый афганской войне и жителю села – воину-интернационалисту.

Так как музей расположен в стенах школы, один из уникальных уголков музея принадлежит именно ей. Огромный путь был преодолен в восстановлении истории родной школы. В уголке «Школа – вехи истории», представлены исследовательские работы в виде альбомов «Достижения педагогов», «Достижения обучающихся», «Хроники достижений» по годам, стенды «Наша гордость» , «Выпускники школы», «Директора школы», «Ветераны педагогического труда». Также уголок наполнен художественными работами ветеранов, кубками, наградами и видеокассетами. Педагогами школы, учениками и жителями села собрана подробная информация о жизни и трудовом пути ветеранов педагогического труда, фото из личного архива, грамоты, наградной материал. Результатом данной работы стало создание именных альбомов, посвящённых ветеранам педагогического труда нашей школы.

В каждом именном уголке школьного музея представлены исследовательские работы разных направлений учителей, учащихся, выпускников. Экспонаты фонда представляют собой альбомы «Дела и люди Тогузакского элеватора», «Железная дорога – проводник истории», «Сборник 20 знаменитых земляков», «События и даты села Тогузака», «История села в лицах», а так же книги, документы, предметы быта.

Каждый год учащиеся школы под руководством своих педагогов готовят исследовательские работы разного уровня, направленные на изучение истории малой родины. Так, например, участником на уровне «Зерде» стал проект «Семь чудес моего села» учащегося 6 класса.

Одной из удивительных работ по исследованию краеведческих материалов стала мобильная экспозиция «Чемодан в музее». Данная акция направлена на исследование предметов, документов и материалов семейных ценностей – реликвий жителей села. Благодаря такой акции учащиеся смогли презентовать свои «чемоданные экспозиции» и рассказать о семейных реликвиях, о том, что дорого их папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Ребята представили именные часы, военные письма, веретено, различные шкатулки и даже первую зарплату родных им людей. Тем самым ответственные музейного дела смогли провести инвентаризацию ценностей жителей села.

Давно славится Тогузакская ОШ своей экологической деятельностью. Учащиеся являются партнёрами Михайловского учреждения лесного хозяйства, помогают охранять памятник природы – Веренский бор. Именно сосновому лесу, расположенному между сёлами Веренка и Тогузак Карабалыкского района, посвящена экспозиция музее «Веренский борок – памятник природы». Медиапроекты тогузакских школьников всегда современны, креативны и наполнены глубоким смыслом. Исследовательских работ в экологическом направлении в школе около десятка.

И сегодня, и в далеком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, в школах открываются музеи, краеведческие уголки, и наша школа не исключение. Именно эти факты, достижения позволяют оценивать работу музея как эффективную.

Научно-исследовательская работа в музее – одно из ведущих направлений деятельности, связанной с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия. Исследовательская работа в условиях школьного музея учащихся играет огромную роль воспитании подрастающего поколения. 

Галина УСЕНКО, 
учитель основ права и экономики, истории Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.