Героический труд не пропал даром

Выпуск - №5(601)   :   07.02.2024
432

В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК партии принял решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Это было обусловлено тем, что в СССР стал нарастать дефицит хлеба. Смягчить продовольственный кризис предполагалось за счёт резкого увеличения производства зерна. Если рассматривать целину в призме современных социально- экономических и политических реалий, то её роль для республики несомненна.

Агитационный плакат 1956 года


 
К августу 1954 года в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 года площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание ещё 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960) было распахано 25,5 млн га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы. Например, бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тысячи рублей, кредит на постройку до 20 тысяч рублей на 10 лет, до 2 тысяч рублей на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего на освоение целины в 1954-59 годах было выделено более 20 млрд. рублей.

70 лет отделяет нас от того времени, когда по призыву руководства Советского Союза на освоение целинных и залежных земель в наш регион прибыли первые посланцы из всех республик. Появились новые совхозы на неосвоенных землях, расширялась материально-техническая база существующих колхозов и совхозов. Активное участие в освоении целины принимали не только новоприбывшие целинники, но и те, кто здесь родился, жил, работал.
Например, в Кустанайском районе особенный размах получило развитие сельского хозяйства за годы освоения целины. Если в 1954 году площадь под зерновыми составляла 187 тысяч гектаров, то в 1983 году – 420,6 тысяч или в 2,2 раза больше, а валовое производство зерна за этот период возросло более чем в три раза. Яркое свидетельство неисчерпаемых возможностей целины – небывалый урожай, выращенный тружениками Кустанайского района в 1956, 1966, 1976 и других последующих годах. В 1976 году с каждого гектара было собрано по 21 центнеру зерновых, что почти в полтора раза больше, чем сдавала вся Кустанайская область в 1954 году.

За сравнительно короткий срок произошли крупные экономические и социальные перемены. В районе с 1954 года производственные фонды только в сельскохозяйственных предприятиях значительно выросли. Если на 1 января 1954 года в Костанайском районе было всего 600 тракторов, то к началу реформы – 3,5 тысячи, из них таких мощных машин, как К-700 и К-701 – 500. Почти в три раза возрос автомобильный парк.

Большое внимание уделялось вопросам химизации и мелиорации земель. Площадь поливных земель возросла вдвое и составила к концу 80-х годов 8,5 тыс. га против 2,5 в 1965 году. Увеличилась поставка районам минеральных удобрений. Успеху дела в сельском хозяйстве способствовало внедрение комплекса почвозащитной системы земледелия.

Развитие материально-технической базы требовало постоянной заботы о подготовке кадров, особенно специалистов и механизаторов. Делами сельскохозяйственных предприятий управляли образованные специалисты, а техника находилась в руках технически грамотной трёхтысячной армии механизаторов.

Наряду с зерновым хозяйством поднималось и животноводство. Костанайский район сдавал мяса в год более 17 тысяч тонн против 4 тысяч тонн в первый год освоения целины. Значительно увеличилось валовое производство молока. Хозяйства Костанайского района отправляли на молокозаводы области в среднем за сутки столько молока, сколько сдавал район в 1954 году за полтора месяца. А в целом, Костанайский район продавал государству свыше 60 тысяч тонн молока в год. Это было больше, чем сдавали некоторые области Казахстана.

Благодаря освоению целины, неузнаваемо изменился облик Костанайского района. Он был одной из крупнейших житниц не только республики, но и всей страны. Бурное развитие сельского хозяйства в годы освоения целинных и залежных земель положительно отразилось на росте всех отраслей народного хозяйства. В Затобольске были сданы в эксплуатацию заводы железобетонного изделия, по ремонту дорожной техники, открылись дорожно-строительное управление, автоколонна 2579, несколько автобаз, автомастерские, лесное хозяйство. Во многих хозяйствах быстрыми темпами увеличивалось производство кирпича.

Автомобильный транспорт в период целины стал играть исключительно важную роль. До 1955 года в районе вообще не было дорог с твёрдым покрытием. В 1957 году в п. Затобольск была организована Костанайская гидрогеологическая экспедиция, на гидрогеологов которой падала основная тяжесть по поискам подземных вод для водоснабжения новых совхозов в связи с освоением целинных и залежных земель. 

В годы освоения целины расширялось и совершенствовалось школьное дело. В 1967-68 учебном году количество школ в районе составило 69, из них 26 средних, 34 восьмилетних и 9 начальных, в них 15826 учащихся. 

Событием большой важности стал закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в стране. Начали работать первые восьми- и десятилетки с профессиональной факультативной подготовкой учащихся. В школьных мастерских и на базовых предприятиях ученики овладевали различными профессиями. Одновременно разворачивалось школьное строительство.

С ростом числа школ в 60-70 годах и контингента учащихся значительно увеличилось количество учителей, совершенствовалось их профессиональное мастерство. Большое развитие система народного образования получила и в последующие годы. Целина требовала специалистов многих профилей. В решении этой задачи в районе сыграли роль Владимировское, Озёрное и Затобольское профессионально-технические училища. Владимировское сельское профессиональное техническое училище №29 было основано в 1960 году и за время функционирования подготовило для сельского хозяйства района и области более 30 тысяч механизаторов, ремонтников, шофёров и других специалистов. В его стенах ежегодно обучалось до 500 учащихся. Учебно-производственная база и состав опытных преподавателей позволили юношам и девушкам получить основательные знания по избранной специальности. В более чем 20 учебных кабинетах и 65 лабораториях, на учебном поле они изучали основы земледелия, трактора, автомобили, другую сельскохозяйственную технику, правила эффективного её использования и ремонта. Училище готовило трактористов-машинистов широкого профиля, водителей, газоэлектросварщиков. Кроме основного контингента училище обучало на краткосрочных курсах механизаторов владению энергонасыщенными тракторами. 

В подготовке кадров немало было сделано и Затобольским профессионально-техническим училищем №9, на счету которого также, более 30 тысяч выпускников: штукатуров-маляров, поваров-кондитеров, плотников, каменщиков. Большой вклад в подготовку и воспитание молодых сельскохозяйственных кадров внёс Костанайский сельхозтехникум, который был организован в годы Великой Отечественной войны. 

Как-то так повелось, что в разговорах о целинниках мы подразумеваем под этим словом хлебороба, механизатора, строителя. Но была ведь и ещё одна целина, точнее, ещё одна её сторона. Её поднимали работники других профессий. И их труд был не менее важен и не менее интересен, чем труд тех, кто прокладывал первые борозды, бросал в землю семена первого урожая, держал в руках первый сноп целинного хлеба. 

Уборочная страда 60-х годов

Екатерина Деккер

Екатерина Деккер – депутат Верховного Совета КазССР трудовую деятельность начала в 1943 году на Кустанайской сельскохозяйственной областной опытной станции телятницей, а с 1947 года до ухода на пенсию работала дояркой. Отец – Генрих Адамович работал плотником, а мама Екатерина Игнатовна – дояркой. Это от них Екатерина унаследовала трудолюбие, совестливость, порядочность. Ей было 16 лет, когда начала работать на ферме, тяжёлые военные годы требовали полной отдачи. В 1954 году она завоевала первенство в области. А в 1955 году стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где была награждена серебряной медалью. Более 30 лет проработала Екатерина Генриховна дояркой, оказавшись в числе лучших доярок республики и страны. В 1966 году ей было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Алевтина Кузьмина

Алевтина Кузьмина приехала с мужем на целину в 1960 году из Ярославской области, сначала в Бирюковку Силантьевского совхоза, где работала вместе с сестрой доярками на животноводческой ферме. А в 1964 году переехали в Кировку Краснопартизанского совхоза. Более 20 лет проработала она на Кировской ферме вплоть до ухода на пенсию. Работая дояркой, она добилась высоких производственных показателей, постоянно была в числе победителей социалистического соревнования. С 1974 года она надаивала на каждую фуражную корову по 4327 килограммов молока и более. Последние три года перед уходом на пенсию её показатели перевалили за 5 тысяч килограммов. В Кировке сложился рабочий характер Алевтины Кузьминой, здесь пришли к ней слава, почёт и уважение. Путь к мастерству машинного доения нелёгок, но характер ярославской девчонки оказался твёрдым. Она была награждена тремя орденами Ленина, удостоена звания Героя Социалистического труда, стала делегатом съезда КПСС, лауреатом Государственной премии, дважды депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

Героический труд людей периода освоения целины не пропал даром, результат этого труда – расцвет областей бывшего целинного края и всего Казахстана.
 

Ульяна ЗЕРКАЛИЙ, 
библиограф ЦРБ, г. Тобыл

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.