Моя цель – всю свою жизнь посвятить родному народу

Выпуск - №46(694)   :   11.12.2025
44

Смагул Садуакасов

Смагул Садуакасов

«Без сегодняшнего дня нет завтрашнего. Как бы мы ни пытались ускорить ход истории, мы не можем полностью её стереть». Это слова Смагула Садуакасова, выдающегося государственного деятеля и мыслителя Казахстана первой трети ХХ века, оставившего богатое интеллектуальное наследие, значение которого актуально и по сей день. В декабре исполняется 125 лет со дня его рождения.
Родился Смагул Садуакасов в декабре 1900 года в ауле Жаркын Акмолинской губернии, ныне это территория Северо-Казахстанской области. Учился грамоте у своего отца-муллы в родном ауле, а затем год в медресе Әбіл молды. Здесь он постиг азы ислама, изучил арабский, татарский и русский языки. Потом отец оправил его в русско-казахскую школу, в которой он проучился три года и, получив статус «народный учитель», обучал детей в аульной школе. Было ему в то время 15 лет. Несмотря на свой юный возраст Смагул сумел привить своим ученикам любовь к знаниям, и впоследствии многие его ученики стали известными людьми.
Поработав учителем, наблюдая жизнь аула, Смагул решил стать агрономом, потому что понял: если казахи займутся земледелием, это положительно скажется на качестве их жизни. Он поступил в Омскую сельскохозяйственную школу, где познакомился с будущими поэтами и писателями Магжаном Жумабаевым, Сакеном Сейфуллиным и сам проявлял интерес к поэзии и литературному творчеству. Энергия и эрудиция Смагула поставили его в ряд с передовыми современниками, а затем вывели в авангард молодёжи Омска, а позже и всего Казахстана.
В 1918-1919 гг. он был редактором газеты «Кедей дауысы» – «Голос бедняка». Участвовал во Всеказахском съезде молодёжи, проходившем в Омске и созванном сторонниками Алашской автономии, его выбрали членом правления. Именно тогда Садуакасов встретился с лидерами партии «Алаш» Алиханом Бокейхановым и Ахметом Байтурсыновым. В мае 1918 года Смагул вступил в новую организацию «Жас азамат». В 1919 году руководители партии «Алаш» призвали своих сторонников перейти на сторону большевиков, которые обещали создать Казахскую автономию, и Садуакасов активно окунулся в общественно-политическую жизнь Степного края.
В 1920 году Смагул Садуакасов был избран делегатом Всероссийской конференции молодёжи восточных национальностей. Конференция проходила в Москве, и Смагул благодаря своим прекрасным ораторским качествам вошёл в состав Центрального бюро этой конференции. Возвратившегося в Омск Смагула назначили членом Сибирского бюро комсомола, редактором газеты «Еңбекшіл жастар» – «Трудящаяся молодёжь». Через некоторое время он стал секретарём Казахского областного комитета комсомола. Ахмет Байтурсынов, который в то время был министром образования Казахской автономии, пригласил Смагула в состав редколлегии, которая разрабатывала учебники на казахском языке.
В 1921 году Садуакасов был избран секретарём Центрального исполнительного комитета Казахской АССР и редактором республиканской газеты «Еңбекшіл қазақ». Такие высокие должности он смог занять потому, что его организационные и ораторские способности, эрудиция вызвали одобрение В.Радусь-Зенковича, бывшего в то время председателем Совета народных комиссаров в республике. В тот год Садуакасов участвовал в обсуждении вопроса о том, как разделить Семипалатинскую область между Казахстаном и Сибирью. Смагул, использовав права уполномоченного Совнаркома Казахской АССР, добился вхождения всей Семипалатинской области в состав Казахской автономии. Благодаря усилиям Садуакасова в 1922 году Кустанайская область и Тургайский уезд сохранились в составе Казахстана.
Видя принципиальность и смелость Смагулова в вопросах защиты интересов своей республики, Сталин в 1922 году отправил его из Казахстана в Ташкент представителем Всероссийского центрального исполнительного комитета в Туркестанской АССР. В 1923 году благодаря Сакену Сейфуллину, который в 1923-1925 годах был председателем СНК, Смагул Садуаксов возвратился в республику и был назначен членом коллегии Госплана Казахской АССР. Одновременно с этим он работал главным редактором газеты «Жас қазақ», в которой защищал интересы казахов. Он печатал много статей, посвящённых Ахмету Байтурсынову, несмотря на то, что Байтурсынов уже лишился руководящей должности. Смагул так организовал газетные публикации, что вскоре в Казахстане вынуждены были отметить пятидесятилетний юбилей Ахмета Байтурсынова. И на юбилейном торжестве, посвящённом его учителю, Смагул сказал: «Если бы Ахмет Байтурсынов не был нашим современником, ему поставили бы памятник!»
В том же году Смагул женился на дочери Алихана Бокейханова Елизавете, которая училась в Томском университете на медицинском факультете. Но молодым пришлось расстаться на время, так как Елизавета поступила в 1-й Московский университет имени Семашко, а Смагулу не разрешили выехать с ней из-за нехватки коренных кадров в республике, хотя Центральный комитет партии готов был пригласить его Москву для перевода учебников в казахской секции Восточного издательства. Садуакасов остался Казахстане, его назначили  ответственным редактором журнала «Қызыл Қазақстан», в 1924 году он стал председателем Госплана Казахской АССР, заместителем наркома просвещения республики. А в феврале 1925 года Смагул Садуакасов стал наркомом просвещения республики – самым молодым министром в истории Казахстана. Как нарком образования, он привлёк к работе алашордышцев, против которых с 1920 года большевики начали репрессии: изгоняли из всех руководящих органов, отказывали в любой работе. Например, он устроил первого казаха-профессора математики Алимхана Ермекова, одного из основателей «Алаша», в Госплан. В Академический центр при наркомате просвещения он принял Ахмета Байтурсынова. В газете «Еңбекші қазақ», редактором которой оставался Садуакасов, регулярно печатались А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Х.Досмухамбетов. При активном участии Смагула Садуакасова алашским деятелям выделялись большие премии: М.Ауэзову за драму «Қаракөз» две тысячи рублей, Ж.Аймауытову за ряд произведений – десять тысяч рублей.
Молодой нарком образования боролся за рост количества казахских школ. Он считал, что образование дети должны получать на родном языке. Также он выступал за открытие вузов в республике, хотя Ф.Голощёкин, назначенный в 1925 году секретарем Казкрайкома партии большевиков, считал достаточным, что коренное население будет получать высшее образование в Москве и Ленинграде. По убеждениям Садуакасов был интернационалистом и никогда не противопоставлял народности, защищая право каждого на учёбу и социальную активность. В то же время он всегда думал о своем народе: «Если казахи робеют перед другими народами и не могут гордо ходить по своей земле, то какая польза от такого суверенитета?»
Ф.Голощёкин выполнял все указания из центра. Приехав в Казахстан, первым делом он написал Сталину о том, что «по аулам надо пройтись «малым Октябрём», чтобы забрать излишки скота у местного населения, которые являются врагами Советской власти. Смагул открыто и решительно выступил против действий Голощёкина: «Ты казахского народа не знаешь. Казах, который имеет несколько голов скота, не может считаться баем и врагом Советской власти».
В начале 1926 года Садуакасов снова столкнулся с Голощёкиным по вопросу перевода казахов на оседлый образ жизни. Голощёкин считал, что кочевое скотоводство тянет коренное население назад и надо срочно провести оседание кочевников. Садуаксов был против насильственных мер и аргументировал тем, что казахов надо переводить на оседлый образ жизни постепенно, объяснив преимущества. Если это делать быстро, то нарушится вековой уклад жизни и приведёт к катастрофе.
Голощёкин обратился лично к Сталину с просьбой убрать Садуакасова из Казахстана. В 1928 году Сталин назначил его ректором Казахского педагогического института в Ташкенте. В это время шла индустриализация и Садуакасов написал статью «О национальностях и националах», в которой отстаивал идею приближения промышленности к источникам сырья. Он писал о том, что, добывая сырьё в Казахстане, надо строить заводы и фабрики здесь же, обеспечив работой местные кадры. Видя, что Казахстан остается сырьевой базой и для Советской страны, Садуакасов с горечью писал: «Мы так и не достигли подлинного суверенитета, Казахстан был и остался колонией...». Статья, напечатанная в журнале «Большевик», вызвала недовольство Сталина, и Смагула сняли с должности ректора, вызвав в Москву. Здесь по приказу Сталина его зачислили на первый курс Московского института инженеров железнодорожного транспорта и одновременно назначили научным сотрудником в Институт востоковедения.
В 1932 году Смагул блестяще окончил институт, но его не возвратили на родину, а отослали начальником участка строящейся железной дороги Москва-Донбасс. По официальной версии, поздней осенью 1933 года он заболел и умер 16 декабря в московской больнице. Тело его кремировали, а прах похоронили в колумбарии Донского кладбища Москвы, где покоятся многие репрессированные казахи.

Садуакасов и его жена Елизавета

Садуакасов и его жена Елизавета


Тяжёлой была и судьба родных Смагула Садуакасова. Сестра Орынбасар умерла в 1934 году от голода. Отца как бывшего муллу причислили к врагам народа. В 1937 году его арестовали и отправили в Сибирь. Мать, ослепшая после смерти сына, умерла от горя после ареста мужа в том же году. Тесть Алихан Бокейханов, находившийся с 1920 года под наблюдением большевиков, был расстрелян в 1937 году. Единственный сын Ескендир в 16 лет ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести в боях под Москвой в ноябре 1941 года. Жена Елизавета Алихановна во время Великой Отечественной войны была военным врачом. После войны занималась наукой, доктор медицинских наук, профессор. Всю жизнь носила клеймо «дочь врага народа». Ушла из жизни в 1971 году. Алихан Бокейханов и другие деятели «Алаш» были реабилитированы только в 1988 году...
В 18 лет Садуакасов в заявлении о приёме на работу написал: «Моя цель – всю свою жизнь посвятить родному народу». И он остался верен этой цели. За свою короткую жизнь Смагул Садуакасов успел сделать очень многое. В брошюре «Молодёжи – новый путь» (1921 год) он изложил свой практический опыт по созданию молодежных организаций, одну из них «Бірлік» – «Единство» он создавал в годы учебы в Омской сельскохозяйственной школе. По его мнению, именно в работе с молодёжью закладывается основа будущего и ощущаются перемены в самосознании соотечественников.
В альманахе «Литературная Азия» опубликованы две статьи С.Садуакасова «Разговор о литературе» и «Новая эра в жизни Средней Азии». Он автор романов «Салмақбай – Сағындық», «Күлпаш», «Күміс қоңырау». Специального изучения достойно наследие Садуакасова-журналиста – настолько ярки образы и убедительны аргументы, которые он приводит, эрудиция в сочетании с искромётным талантом трибуна, умение сопоставить и дать оценку социальному явлению.
Имя Смагула Садуакасова стало возвращаться к его народу после обретения независимости. В 2003 году государственному и общественному деятелю, наркому просвещения Смагулу Садуакасову на его родине, в районном центре Талшик, был установлен памятник. В том же году вышел двухтомник его работ «Избранное». В 2011 году прах Смагула Садуакасова перезахоронен в Астане. В 2013 году изданы ещё три тома его произведений.
Представители общественности, историки дали заслуженную оценку жизни и деятельности этого незаурядного человека. Они предлагают создать музей С.Садуакасова, который необходим для увековечивания его пламенной натуры истинного созидателя и патриота национальной и общечеловеческой культуры.

Мария БАЯХМЕТОВА,
ветеран педагогического труда, учитель истории, г. Лисаковск

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».