От истоков до устья

Выпуск - №3(551)   :   24.01.2023
535

В Убаган впадает немало рек и речушек. Многие из них даже не имеют названия. Пересыхая летом, становясь неукротимыми в весеннее половодье, они стремятся влиться или слиться рекой Убаган. 

Я знаю реки, впадающие в Убаган: Ащебой, Қаргалық, Карасу . Название Карасу – распространённый гидроним на всей территории Казахстана. По названию реки Карагайлы получил своё название переселенческий посёлок, возникший, согласно имеющимся архивным данным, в 1898 году. Всего в пойме реки Карагайлы два населенных пункта: аул Шокай (до 1995 года носивший название Карагайлы) и посёлок Докучаевка (зерносовхоз имени Докучаева, основанный в 1954 г.). Общая протяжённость реки 42 километра. Если смотреть с высоты птичьего полета, она похожа на артерию, от которой глубоко в степь уходят балки, овраги и овражки, что и питают её в период половодья. До 1985 года река текла по территории двух районов – Костанайского и Урицкого. Теперь вся река от истоков до устья протекает по территории Алтынсаринского района.

Карагайлинка начинается из двух рукавов. На всём своем протяжении её русло перекрыто рядом плотин, образовывающих каскад прудов вплоть до посёлка Шокай. В переводе на русский язык Карагайлинка называлась бы Сосновка. Вкратце о прудах. Верховья речки делятся на два рукава: правый рукав – это пруд Рыбный, ниже в этом же рукаве – Цыганское. Оба образованы благодаря дамбам, перекрывающим русло. Правый рукав также перекрывает плотина и образовывает пруд по названием БАМ, по аналогии с Байкало-амурскй магистралью. Недалеко проходит железная дорога, и у самого пруда находится железнодорожный мост. Ниже по течению находится незавершенная дамба, которую стоило бы назвать Бородинской. Строил ее А.И. Бородин – бывший аким Алтынсаринского района. Ещё ниже по течению находится вторая плотина, которую воздвигли в середине 70-х годов для того чтобы орошать посевы травы, которая шла на силос и зелёную массу. Проект долго не продержался, и вначале 90-х годов в одну из вёсен плотину смыло. Пруд ушёл практически весь. Остались лишь небольшие плёсы, а на месте размыва появился каньон не хуже Чарынского. Дальше идёт следующий пруд. Докучаевцы его называют то речкой, а то и озером. Самым мощным гидротехническим сооружением является Докучаевская плотина, на которой три года назад взамен разрушенных паводком шлюзов, установили новые водоотливные сооружения. За плотиной находится сад, который теперь напоминает заколдованный лес ввиду свой запущенности. В конце 50-х годов его посадили димитровцы. В двух километрах ниже имеется Корейский пруд, который получил свое название из-за совхозного огорода, который долгие годы возделывали представители корейской диаспоры. За плотиной находится корейский (он же детдомовский) лес. В 30-е годы там находился детдом для детей, чьи родители были репрессированы или умерли от голода. Впереди ещё по меньшей мере три плотины, одна из них образует карагайлинскую запруду. Имеются также непересыхающие в любую засуху крупные плёсы: Широкий плёс и Акбар.

Теперь о некоторых достопримечательностях. На левом берегу Карагайлинки находится зират с мазаром великого Шокая аулие – славного представителя рода аргынтаз и бия всех трёх казахских жузов. Был вхож в дом Уалихана, пользовался уважением в его семье. Не зарастает народная тропа к мазару целителя. Чуть ниже по течению жилищные ямы аула Жарман – колыбели рода аргынтаз. На левом берегу находится Жылантос – аул, в котором до революции были мечеть и медресе. Представители рода Кабжановых поставили там памятный знак. Интересно то, что в месте впадения Карагайлинки в Убаган, по словам старожилов, стоял каменный балбал. Трудно сказать к какой эпохе он принадлежит, потому что его либо замыло паводком, либо кто-то забрал его с этого места. 

В пойме Карагайлинки немало родников. Самый известный – детдомовский, который находится за корейским лесом. В начале 70-х годов бригадир полеводства И.Тарасов вкопал туда два бетонных кольца. С тех пор механизаторы пьют холодную родниковую воду. Известны также родники на Широком плёсе, Цыганском и Каменном логах, и родник в логу Шансай. Цыганский пруд так называется потому что, согласно легенде, весной 1919 года казачий разъезд на его берегу порубил шашками цыганский табор. Что они искали там – бежавших партизан, дезертиров или прельстились цыганскими лошадьми, золотом – трудно ответить. Однако название осталось. Также интересна история Каменного лога, в котором по легенде Абросимовы спрятали оружие и казну. Но это всё домыслы. А вот факт, что на Красной круче в апреле 1919 года карателями Колчака были расстреляны красные партизаны. Имена их остались неизвестны… 

На правом берегу, напротив Красной кручи находятся несколько рядов жилищных ям, характер и принадлежность которых предстоит определить. Надо сказать, что на всем протяжении Карагайлинки от верховьев до устья попадаются наконечники, скребки, нуклеусы, а также неорнаментированная керамика. Артефакты, обнаруженные по обоим берегам Карагайлинки, говорят о том, что наши места с древнейших времен населяли люди – далёкие предки живущих сегодня. В пойме Карагайлинки растёт сосна (что вполне оправдывает название реки), берёза, осина, ива, верба. Редко встречается черная смородина, на плёсах растут кувшинки (одолень-трава), по берегам – островки ковыля, чабреца, шалфея, бессмертника, подорожника, белкопытника, мать-и-мачехи. В плёсах водится рыба: карась, щука, линь, окунь и разная мелочь. Одна из главных достопримечательностей карагайлинской поймы – рукотворный висячий мост, соединяющий правый и левый берег аула Шокай. Он как связующая нить между прошлым и будущим, соединяющая поколения насельников карагайлинской поймы.

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории и краеведения Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.