Побываешь в музее – полюбишь историю

Выпуск - №22(469)   :   01.06.2021
264

Раз в два года Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования проводит конкурс школьных музеев. На этой неделе были подведены его итоги.

Конкурс «Лучший школьный музей» становится всё масштабнее, значимее, расширяется его география, увеличивается количество участников. Если в 2019 году в конкурсе принимали участие 29 школьников из 16 регионов, то в этом году 31 ученик из 19 городов и районов области презентовал деятельность музея своей школы. Всего в области действуют 215 школьных музеев и музейных комнат, в работу которых вовлечены более 20 тысяч ребят. 

- Дети под руководством педагогов  ведут поисково-исследовательскую деятельность, встречаются с ветеранами, со старожилами, с людьми, которые хорошо знают жизнь своего края. Тем самым школьники развивают не только свои познания в истории и краеведении, но и творческое, аналитическое мышление, умение работать с информацией. А самое главное – в процессе этой работы дети проникаются тёплыми чувствами к малой родине, начинают явственно ощущать свою принадлежность к событиям, происходившим и происходящим на нашей земле. С этого и начинается настоящий патриотизм, – говорит директор Регионального центра Елена Петренко. – Поэтому конкурс «Лучший школьный музей» приобретает особую значимость. Это возможность для учеников креативно, выразительно презентовать работу музея, для педагогов, руководителей музеев – возможность обменяться опытом, находками, идеями. Жюри нашего конкурса очень профессиональное: научные деятели, музейные работники, которые действительно могут оценить по достоинству уровень школьных музеев. И, кстати, дистанционное обучение поспособствовало развитию новых форм музейной работы. Например, в Аркалыке создали большой ресурс для виртуального ознакомления с историей и достопримечательностями региона. 


Экскурсия в музее школы-гимназии им. Б.Майлина г. Рудного


Конкурс проходил в течение месяца. Сначала на уровне районов и городов выявлялись наиболее успешные музейные проекты по направлениям «Исторические музеи» – военно-исторические, музеи боевой славы, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов, истории школы, археологии и этнографии; «Комплексные краеведческие музеи» – включающие отделы природы, экономики, истории и культуры региона; «Литературные музеи» – музеи, рассказывающие об известных писателях и их связях с местным краем, а также о писателях-земляках, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. А затем жюри областного конкурса знакомилось с видео- и фотоматериалами, презентациями музеев, прошедших предварительный отбор. 31 школьный музей представил свою работу. Победителями и призёрами стали 12 школьников, защищавших проекты на заключительном этапе, и руководители музеев.


Рудничане - победители в номинации «Литературный музей»

В номинации «Литературные музеи» победу одержали Мулдир Айтмуратова – ученица школы-гимназии №7 им. Б.Майлина г. Рудного и, конечно же, все активисты музейного дела этой школы.
- В нашей школе музей открылся 23 октября 2019 года. Именно в этот день школе-гимназии №7 было присвоено имя Беимбета Майлина. Деятельность нашего музея началась с биографии этого выдающегося человека и замечательного писателя, – рассказывает Аксымбат Скак, замдиректора по воспитательной работе. – И вот уже почти два года музей активно работает: мы проводим здесь открытые уроки, торжественные мероприятия, чтения. В пополнении музейных экспозиций участвуют педагоги, ученики, их родители. Сейчас у нас собрано 78 экспонатов, среди которых и те, которые относятся к жизни и творчеству Беимбета Майлина, и исторические артефакты, предметы быта, фотографии, документы известных людей города. Один из самых древних экспонатов – керамическая ваза, которая пришла к нам из XVIII века. А самый ценный – письмо Беимбета Майлина, написанное им жене из мест заключения. Этот уникальный документ музею передали дочь и внучка писателя.


Музей рудненской школы-гимназии № 7 начался с биографии Беимбета Майлина


- На меня большое впечатление произвела биография Беимбета Майлина, с которой я подробнее познакомилась во время работы в музее, – добавляет Мулдир Айтмуратова. – Совсем маленьким ребёнком он остался без родителей. Его сестра взяла на себя заботу о младших детях, чтобы не отдавать их в детский дом. Но несмотря на все трудности, бедность, он вырос сильным духом, смелым, талантливым. Вся его жизнь стала для меня примером. Майлин много писал о равноправии людей, о том, кто каждый человек, независимо от происхождения, заслуживает уважения и понимания. Эти идеи актуальны и сегодня. 


Жулдузай Аралбаева и её ученики на археологических раскопках

Среди призёров конкурса – музей Зааятской основной средней школы Денисовского района. Его руководитель Жулдузай Аралбаева уже много лет ведёт большую работу по приобщению школьников к краеведению, изучению истории малой родины и Казахстана. Вместе с ней ребята не только в своём районе собирают экспонаты для музея, но и выезжают настоящими научными экспедициями в другие регионы, посещают археологические раскопки.


Дипломы за 2 место получают Аяна Жармухамбетова и Жулдузай Аралбаева

- Музей в Зааятской школе действует с 1997 года. Я в 2004 году стала его руководителем, и с тех пор вместе с учениками была проведена огромная работа. Благодаря поддержке спонсоров, НПО мы с детьми ездим по всей стране, знакомясь с историческими местами, пополняя наши коллекции уникальными экспонатами, – рассказывает Жулдузай Туребековна. – Сейчас есть планы методом краудфандинга организовать поездку по десяти маршрутам. Но это пока в проекте. А из самых впечатляющих поездок в прошлые годы, конечно, было знакомство с ботайской культурой, которую открывают для нас учёные на раскопках в Северо-Казахстанской области. Знакомство с Виктором Зайбертом, Эммой Усмановой само по себе ценно. Это удивительные люди, которые столько всего могут рассказать! Интереснейшие открытия мы с детьми сделали для себя, побывав на Аркаиме-2 в Комаровке, в Георгиевке, где в 1737 году был построен пограничный редут. Все поездки проходят для учеников, да и для меня самой незабываемо. Благодаря им дети по-настоящему влюбляются в историю, краеведение. А что может быть лучше для их духовного развития.

Итоги конкурса «Лучший школьный музей»


Активисты музея Аулиекольской ШГ им. С.Баймагамбетова

«Исторические музеи»: 1 место – Амира Талкинбаева (Аулиекольская школа-гимназия им. С.Баймагамбетова), 2 место – Аружан Амиржан (ОШ №19 г. Рудного), Вероника Новикова (ОШ №14 им. Д.Карбышева г. Рудного), 3 место – Диляра Махмудова (Ливановская ОСШ Камыстинского района), Елизавета Борисова (ОШ им. И.Павлова Костанайского района).


Амира Талкинбаева - победитель в номинации «Исторический музей»

«Комплексные краеведческие музеи»: 1 место – Инкар Алимжан (Мичуринская ОШ Костанайского района), Сагит Мукан (гимназия им.  И.Алтынсарина г. Аркалыка), 2 место – Аяна Жармухамбетова (Зааятская ОСШ Денисовского района), 3 место – Татьяна Артюхова (школа-гимназия г. Тобыла), Жамиля Баяхметова (Введенская ОШ Мендыкаринского района).

«Литературные музеи»: 1 место – Мулдир Айтмуратова (школа-гимназия №7 им. Б.Майлина г. Рудного), 2 место – Сая Наженова (школа-гимназия им. Н.Наушабаева г. Тобыла).

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.