Путешествие в древний мир

Выпуск - №43(540)   :   04.11.2022
515

Группа школьников Денисовского района, в числе которых были ребята из села Зааятского, побывала на раскопках древнего городища «Камысты» эпохи бронзы. Долгое время не находились финансы для археологических раскопок, но наконец-то специалисты приступили к своей работе. 

Зааятские школьники с большим энтузиазмом поехали открывать для себя неизведанные тайны Денисовского района, на открытие протогорода Аркаим. Они познакомились с ведущими археологами Андреем Логвиным, Ириной Шевниной и старшим научным сотрудником института археологии имени Алькея Маргуллана Татьяной Лошаковой. 

По словам Ирины Шевниной, эта стоянка была городом металлургов и скотоводов, причём они разводили коров, лошадей, коз и баранов. Есть много артефактов, показывающих присутствие скотоводства. В ходе раскопок не были обнаружены следы занятия земледелием, хотя имелись бронзовые серпы и есть различные зернотёрки, видимо, в основном древние люди использовали дикорастущие растения. Зато металлургией занимались почти в каждом доме. Вероятно, они все необходимые изделия из бронзы производили сами. 

Археологический комплекс, в котором нам удалось побывать, входит в страну тысячи городов. Все эти города имеют определённую форму – либо круглую, либо прямоугольную. В данном случае поселение прямоугольной формы: жилища идут друг за другом, поселение окружает большой вал из земли и глубокий ров для защиты от врагов. В нашем регионе открыто единственное такое поселение, в основном они находятся на территории Российской Федерации. Древние поселения находились ровно в однодневном переходе лошади, то есть, примерно 35-50 километров. Почти в каждом жилище производили бронзовые орудия, металлургические печи представляли собой небольшое углубление, где и сейчас можно обнаружить остатки сажи, шлаки и металлургические отходы. Также в жилищах были очаг и колодец, доходивший глубиной до семи метров. И теперь, в некоторых колодцах выступает вода после его очистки. 

Также на территории поселения много небольших ямок, вероятно, следы от столбов, которые поддерживали крыши жилищ. При снятии верхнего слоя почвы обнаруживается слой совсем другого цвета, по которому можно определить, например, что был сильнейший пожар. 

Любое открытие археологи фотографируют, зарисовывают. Найденные артефакты, особенно обломки керамики, какие-то изделия зимой в лабораториях склеивают как мозаику, описывают и готовят научные работы, снимают фильмы. Труд археологов очень кропотливый и сложный. Хотя, по мнению большинства, археология очень романтична! Но для того чтобы что-то найти и сделать открытие, нужно приложить огромный труд, поработать лопатой, поносить носилки. А потом только помахать кисточкой и поработать медицинским скальпелем. 

Самой интересной находкой была «клюшка» (как назвали этот артефакт студенты), она была сделана из челюсти крупного рогатого скота, вероятно использовалась для обработки кожи, из-за её частого применения она была гладкая и как бы отполированная. Также были найдены каменная пряслица, которая использовалась для прядения шерсти, обломки керамической посуды, наконечник стрелы, круглый камень, использовавшийся, вероятно, в связке «болас» для охоты на диких зверей.

Для ребят самым интересным и долгожданным был момент, когда им раздали кисточки, щёточки и маленькие лопаточки, различные приспособления для того чтобы каждый из них почувствовал себя археологом. Почти каждый из школьников них находил какой-либо артефакт. Это были реальные открытия! Затем вернулись в лагерь археологов на обед в столовой под открытым небом, чай из самовара. Ждали ребят и подвижные игры, и беседы за столом.

День на археологических раскопках для ребят был насыщен яркими событиями, пополнившими летние каникулы новыми ощущениями, впечатлениями, знакомствами и, наверняка, оставившими воспоминания надолго. 

Жулдузай АРАЛБАЕВА, 
учитель истории Зааятской ОСШ, Денисовский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.