Этим летом мы с учениками совершили небольшое путешествие по родному району.

Маршрут наш лежал через село Степное, в котором остался всего один житель, не пожелавший покинуть малую родину. По дну знаменитого некогда степновского пруда в несуществующее ныне село Лихачёвка... Жители покинули село, но осталось кладбище, братская могила жертв белогвардейского террора 1919 года, и крест 39 казакам, погибшим в результате захвата села красными. Его я поставил со своими учениками в 2016 году.

После посещения Лихачёвки путь наш лежал в село Жанасу, бывший колхоз «Қызыләскер» к мавзолею Жазы би. Жазы би – выдающийся деятель успешно сотрудничавший с Россией в первой половине ХІХ века. Прожил очень интересную жизнь: ни одна важная экспедиция не обходилась без его непосредственного участия, из ставки Чингиза Валиханова он проложил наикратчайший путь к Омску. Первое название нашей столицы также связывают с именем Жазы би, известного в русских источниках под именем Язм Янова. Могилу одного из своих предков он выложил белым известняком, отсюда и название Ақмола. Он имел чин войскового старшины, награды от русской администрации.

По дороге мы побывали на Солёном озере, целительные свойства которого чуть не сделали его всесоюзной здравницей в советское время. Пользуется славой оно до сих пор, сюда приезжают люди из ближнего и дальнего зарубежья лечить заболевания опорно-двигательного аппарата.

Река Обаган делит Алтынсаринский и Сарыкольский районы. Обаган – необыкновенная река, много мистических истории связаны с ней, рекой судьбы… А наша «цивилизация» развивается в междуречье Тобола и Обагана.

В Жанасу видно, что жители любят свою малую родину. Посёлок чистый, нигде нет следов разрушения. Сохранили жители здание сельского клуба, в школе идёт ремонт. Местный историк Туремурат Агибаев (кстати, потомок Барака батыра, родственника Жазы би и Шокая аулие) поведал устные предания о жизни и деятельности Жазы би. Маленькая одноэтажная школа, в которой преподаёт наш этнограф, своей атмосферой и внешним видом напоминает школу Алтынсарина. Пока я находился здесь, меня не покидало ощущение, что вот-вот откроется дверь, и из класса в окружении учеников появится наш выдающийся просветитель.
Загруженные впечатлениями по макушку, мы отправились восвояси. Становилось по-настоящему жарко. До дома оставалось девять километров…
Сергей ВЕЧЕР,
учитель краеведения Докучаевской СШ, Алтынсаринский район
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».