Сакральная дорога

Выпуск - №25(522)   :   23.06.2022
636

Жизнь человека –это путь, тропа, по которой он широко шагает, бредёт или бежит от рождения до самой смерти. В последнее время мы всё чаще обращаем взоры на сакральные места родного края. И мне пришла в голову мысль, что на всём протяжении сарыкольской трассы сплошь и рядом находятся эти места. 

Это и родник с целебной водой, и старинный колодец, и, конечно же, священные мазары батыров и аулие, которые в разные века защищали казахский народ от внешней агрессии и внутренних распрей. И сегодня мазары привлекают к себе огромное количество паломников, не зарастает к ним народная тропа. 

На территории сельского округа им. Ильяса Омарова находится обновлённый в 1995 году мазар Шокая аулие. По преданию, он родился в 1775 году. Аулие известен как би трёх казахских жузов. Сказанные им слова имели силу закона. Шокай был частым гостем в ханской ставке Уалихана, и говорят, что ханша Айганым назвала своего любимого внука именно в честь аулие. Одному из сыновей Мендеке батыра из рода канжыгалы Шокай дал своё имя. От него пошел род Шокаевых. Потомки Мендеке батыра установили конный памятник своего предка на въезде в п. Сарыколь.

Куда держал путь Мендеке батыр, мы сейчас точно не узнаем. Но наверняка он посетил бы аул Жарман на берегу реки Карагайлы и погостил немного у своего тамыра Шокая. Но до того, как добраться до бродов через Убаган, он не проехал бы мимо аула Барака батыра. Этот человек был советником Аблая. Обладал необычайной физической силой, проявил себя как военачальник во время национально-освободительного движения под руководством Сырыма Датова. Мавзолей батыра находится в 10 км на север от п. Крыловки. У мазара есть колодец со святой водой, которая считается целебной. 

Если вы хотите узнать больше о жизни и деятельности Барака батыра, следует посетить п. Караоба (бывший Аманкарагайский пикет) , в котором ага-султаном был Чингиз Валиханов, отец великого путешественника Чокана Валиханова. Здесь же на озере Талы есть Генеральский остров, на которм изначально была ставка атамана Набокова. Прах его впоследствии перенесли на кладбище станицы Пресногорьковской, под стены Свято-Никольского храма. По-казахски остров носит название Кіндік. На въезде в п. Караоба, у самой трассы расположены два кургана эпохи раннего железа, а также земляные валы Аманкарагайского пикета. На зирате рода уак стоит мазар Бекета Утетлеуова – выдающегося педагога, из-под руки которого вышли классик казахской литературы Габит Мүсрепов, академик Умирзак Султангазин и многие другие славные люди. На берегу озера Кайранколь сохранилость здание школы, которой руководил Утетлеуов. В караобинской школе имеется краеведческий музей с богатой экспозицией, рассказывающей об истории родного края. Но главная ценность – это люди... Историк-краевед Кайырбек Бешимов поведает вам о неизвестных страницах летописи края. 

Переехав мост, соединяющий два берега реки Убаган, мы едем дальше по сарыкольской трассе. Недалеко от посёлка Жанасу есть целебное озеро, вода и грязь из которого исцеляют заболевания опорно-двигательного аппарата. На зирате, на месте захоронения Жазы би, стоит величественный мавзолей из красного кирпича. Жазы би по просьбе Сперанского прокладывал дороги, кратчайший путь до города Омска, принимал участие во всех важных экспедициях ХІХ века, проводимых царским правительством. Имел казачий чин войскового старшины, что соответсвует армейскому званию подполковника. Был почётным гражданином Российской империи. В документах известен под именем Язм Янов. По утверждению историка Жанасуской школы Торемурата Агибаева, прямого потомка Барака батыра, своё прежнее название Акмола, нынешняя столица нашего государства, получила по названию могилы одного из предков Язма Янова, которую он выложил белым известняком. Шокай, Барак и Жазы би являются потомками Алдияра. Если смотреть на карту района, их мазары располагаются в виде равностороннего треугольника.

На сельском кладбище п. Лермонтово находится могила Героя Советского Союза Сергея Амеличкина. Центральная улица села Убаганского носит его имя, здесь установлен его бюст. В одном из местных аулов родился Ильяс Омаров, выдающийся общественный деятель, некогда занимавший пост министра культуры КазССР. Сельский округ носит его имя. 

А вот и колодец Омара, обозначающий ныне место рождения выдающегося казахского просветителя-педагога Ибрая Алтынсарина. Благодаря народному депутату Василию Шалабаеву Убаганский район был переименован в Алтынсаринский в 1991 году. Между селами Сатай и Димитрова находится аул Мезгиль, где родилась казахская поэтесса Мариям Хакимжанова, внучатая племянница Алтынсарина. В ауле Темирказык похоронен народный акын и учитель, сподвижник Амангельды Иманова Омар Шипин. С его песнями на устах сарбазы шли в бой с карателями. 

Территория нынешнего Аракарагайского лесхоза упоминается в средневековых летописях. Здесь Тамерлан, с целью пополнить запасы продовольствия, провёл с войском облавную охоту. Воины были удивлены, когда их добычей стали невиданные ими доселе лоси. Во времена Российской империи аракарагайский лес был государственной дачей. 

Мы живём в краю, где каждая пядь земли является сакральной для ныне живущих. Помня о своём прошлом, не давая себе и современникам забыть о подвигах наших предков, мы построим процветающую страну.

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории и краеведения Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.