Самодостаточность и выносливость, проверенные веками

Выпуск - №7 (555)   :   15.02.2023
927

История образования и развития села Александровки уходит корнями в глубокое прошлое. Оно одно из самых старых населённых пунктов в Костанайском районе.

Детский сад Белочка, 1970-е годы

Мельница купца Архипова.

К концу 60-х годов XIX века в казачьих станицах и поселениях недалеко от Троицка начали скапливаться искавшие лучшую долю и землю крестьяне-переселенцы. Они группами и в одиночку постепенно просачивались в Николаевский уезд (будущий Кустанайский), оседали в казахских аулах, а нередко основывали и свои собственные заимки. Отважные переселенцы везли с собой накопленное домашнее имущество: посуду, мелкий инвентарь, деревянные ступы, а также земледельческие орудия, прялки, ткацкие станки. Многие везли с собой семена пшеницы, ржи, подсолнечника, проса, льна, конопли. Они прекрасно понимали, что едут выживать в пустую, голодную степь, которая отнюдь не будет к ним снисходительна. В этих ветреных пространствах некому будет им даже помочь – это было ясно еще на подходе к Николаевскому уезду. 

Крестьяне, искавшие новую жизнь, шли пешком. На немногочисленных подводах ехали дети, старики и больные. В итоге весь этот долгий и тяжёлый путь был отмечен крестами могил умерших в дороге переселенцев. Но, несмотря на трудности, дух этих людей было не сломить. Они продолжали идти вперёд и звать за собой других, они действительно верили, что смогут вдохнуть жизнь в этот край. И они не ошиблись.

Непрерывно прибывавшие в Кустанай переселенцы растекались по территории всего уезда, но всё-таки старались осесть и прижиться недалеко от города. Так, в 1885 году, наряду с другими сельскими формированиями, возникает посёлок Александровка. Основателями Александровки изначально были 10 семей переселенцев родом из Самарской губернии. 

К июлю 1886 года в легендарном посёлке насчитывалось уже 50 семейств. Узнав о таком интенсивном развитии людей в отдалённых краях, уездный начальник лично выехал в посёлок, где застал 40 землянок и несколько жилых изб. Он выразил свое восхищение тем, что сквозь все невзгоды сельчане развивали своё хозяйство, и «во избежание беспорядков» приказал переселенцам избрать местного старосту.

В такой атмосфере энтузиазма и трудолюбия первые жители Александровки продолжали с успехом строить свой быт почти до самого заката девятнадцатого столетия. Власть искренне поощряла эту народную целеустремлённость. Так, 3 января 1893 года в Кустанайском уезде постановлением Тургайского областного правления были организованы две волости – Боровская и Александровская. В Александровскую волость изначально вошли посёлки Александровка (как центральная усадьба), Жуковка, Давыденовка и Борис-Романовка.  

Переселенцы

Уборка кукурузы на зелёную массу в совхозе Александровский,1977 год

Храм был построен в 1896 году, разрушен в 1975 году

Последующие мировые трагедии XX века не могли не отразиться на жизни александровцев: будь то Октябрьская революция, гражданская война, голод 32-33 годов, преступления сталинщины, или Великая Отечественная. Первый послевоенный год оказался для всего сельского хозяйства очень трудным. Для александровцев, разумеется, тоже. Многие мужчины – мужья, отцы и дети ушли на фронт без возврата. Большая часть сельскохозяйственных машин за время войны вышла из строя. Все последующие годы в наших краях крайне низкой оставалась культура земледелия, слабо развивалось общественное животноводство. 

Но недаром «детей» Александровки в силу ассоциаций называют «наследниками Александрийской империи» – в своё время самого могущественного и знаменитого государства. Наши александровцы с присущим только им достоинством, наверняка унаследованным ещё от первых отважных переселенцев, выдержали и этот очередной жизненный удар. И не просто пережили его, а использовали все свои силы и возможности, чтобы заставить работать сложившуюся ситуацию в их пользу.

Пройдя сегодня по извилистым улочкам центральной усадьбы, понимаешь, что всё здесь возведено и построено только благодаря силе духа жителей Александровки. И что у этих людей всё ещё впереди: и взлёты, и падения, но за них в этом отношении можно не беспокоиться. Ведь самодостаточность и выносливость – второе «я» истинных александровцев, проверенное веками.

Ульяна ЗЕРКАЛИЙ,
библиограф ЦРБ, г. Тобыл

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».