Школа – душа села

Выпуск - №10(607)   :   15.03.2024
635

2

В далёком 1954 году Иван Терновой, ныне педагог, профессор Костанайского педагогического института, кандидат исторических наук, Почётный граждан города Костаная, вступил во взрослую жизнь, став выпускником Большечураковской средней школы. Знал ли тогда юный парень из села Анастасьевки, что спустя годы его воспоминания о родной школе перетекут в большой исторический труд «Школа – душа села».

Именно под таким названием вышла в свет книга Ивана Кондратьевича, презентация которой состоялась в стенах его родной школы. В этот день школа наполнилась особенной атмосферой: теплом, радостью, воспоминаниями. В своём труде Ивану Терновому удалось не только воплотить собственные чаяния, но и стать настоящим вдохновителем. Мало кто может похвастаться такой работоспособностью и кипучей энергией в 88 лет! Иван Кондратьевич – настоящий профессионал, до глубины души преданный своему делу.
Особый интерес и трепет вызывают у нас издания, в которых мы можем прочесть о чём-то родном и близком, о нас самих, встретить знакомые названия или фамилии, увидеть знакомые лица. Это книги о малой родине, о родной школе – очень ценные и важные для каждого поколения. И каждый раз, когда рождается такая книга, – это праздник. Особенно для нашей сельской глубинки, где школа – это не только учебное заведение, но и сердце, очаг культуры села.
В книге Ивана Тернового собран уникальный материал о создании школы, представлены архивные материалы, исторические факты. Иван Кондратьевич трудился над своей книгой семь месяцев: за готовой работой прячется немало сложностей, одна из главных – недостаток информации. Но благодаря совместным усилиям, поддержке педагогического коллектива, активному участию бывших выпускников исторический труд вышел в свет.

1

Презентуя свое детище, автор сообщил:
- В материалах Актюбинского областного архива мы нашли документ, который юридически подтверждает, что школа существовала в 1902 году. В ней обучались шесть девочек и 23 мальчика, руководителем был архиерей Семёнов.
Эти ценные сведения вызвали шквал эмоций. Аким Алтынсаринского района Арнур Сартов в своём выступлении поблагодарил Ивана Кондратьевича за сохранение исторического наследия, активную общественную деятельность, подчеркнул всю значимость работы для последующих поколений. Руководитель района также выразил благодарность всем тем, кто принимал участие в создании книги.
Эксклюзивный материал, словно машина времени уносит нас в далёкое прошлое, погружает в историю, позволяет найти ответы на многие вопросы. С теплом вспоминает свои школьные годы, учителей, одноклассников председатель районного маслихата Светлана Мусапирова. Выпускница школы и её нынешний руководитель Алёна Лингер. 10 лет Алёна Викторовна возглавляет учебное заведение и отлично понимает важность программы нравственно-духовного образования. Искренне поблагодарив Ивана Кондратьевича за его труд и выразив ему огромную признательность, Алёна Викторовна подчеркнула, что «наша школа всегда славилась лучшими педагогами, выпускниками». Об этом и о лучших традициях директор написала в своей статье «Школа последнего десятилетия». А выпускница школы, учитель начальных классов Наталья Павлюк посвятила свою статью в книге педагогам, работавшим в школе более 45 лет назад.
Особенно отрадно, что книга призвана не только укрепить связь между поколениями, но и поможет сберечь историю школы для молодёжи. Первый экземпляр издания останется в стенах школы, все остальные поступят в библиотеки. А это значит, что прошлое нашей школы не будет забыто, страницы книги «Школа – душа села» надежно сохранят её историю в путешествии во времени.

Оксана ЗАГОРОДНЯЯ,
учитель русского языка и литературы Большечураковской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4