В читальном зале районной библиотеки была проведена встреча с учёным-историком Владимиром Ауманом, приуроченная к 85-летию этого замечательного человека.
Организатором встречи выступил Костанайский областной немецкий культурный центр «Возрождение». Были приглашены депутат Мажилиса Парламента РК Ольга Киколенко, общественный деятель центра «Возрождение» Нина Волосович, доцент кафедры истории Казахстана КРУ им. А.Байтурсынова Серикжан Исмаилов.
Владимир Ауман – кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник культуры Республики Казахстан, один из самых известных российских немцев на постсоветском пространстве, который внёс огромный вклад в сохранение немецкой культуры за пределами Германии. Владимир Андреевич выступил соавтором замечательного сборника «История российских немцев в документах», которым мы пользуемся до сих пор. Он исключительно плодотворный учёный и общественный деятель, который продолжает свою научную работу, публикует статьи, издаёт книги, работает над историко-документальными фильмами, редактирует периодические печатные издания.
Студенты 1 курса Костанайского сельскохозяйственного коллежа, участники клуба «Активное долголетие», присутствовавшие на мероприятии, активно задавали вопросы гостю, который рассказывал очень интересные истории, приводил уникальные факты, примеры из жизни.
Владимир Андреевич Ауман родился 10 июня 1938 года в деревне Александргейм Михайловского района Днепропетровской области (Украинская ССР). В августе 1941 года, как и многие другие немцы, жившие в западных регионах и в центральной России, Владимир с матерью и двухлетней сестрой был сослан в Казахстан. Поселились Ауманы в Банновке Фёдоровского района.
- После введения комендатуры как-то бросил в коменданта бильярдный шар и попал ему в лицо, – вспоминает Владимир Андреевич. – Был пойман и жестоко избит. После этого не мог забыть фразу коменданта при избиении: «Я научу тебя, маленький фашист, уважать коменданта!». Что такое фашист? Почему немцы – враги? За что у нас забрали отцов? Все эти вопросы не покидали голову.
Они стали причиной того, что Владимир Ауман жадно читал всё, что попадало в руки о немцах, фашистах, Германии. Он упорно изучал немецкий язык. Когда появилась возможность написать диссертацию, её темой стала Германия.
В 1979 году в газете «Правда» вышла статья Владимира Аумана о советских немцах. В этом же году он стал одним из организаторов международной конференции по проблемам российских немцев, познакомился с Г. Гроутом, и помогал ему готовить материалы к конференции «Видергебурт». Владимир Ауман познакомился и с первым уполномоченным по делам переселенцев правительства ФРГ доктором Хорстом Ваффеншмидтом, который предложил ему пост директора образовательно-информационного центра для российских немцев, позднее знаменитый BiZ-Мамонтовка.
Владимир Ауман плодотворно работает над историей российских немцев. Своеобразным прорывом молчания вокруг этой темы стал двухтомник «История российских немцев в документах», изданный совместно с профессором В.Чеботарёвой. Вся последующая деятельность Владимира Андреевича направлена на изучение и пропаганду вопросов истории немцев в России. Он основатель журналов «BiZ-Bote», «Культура российских немцев», «Russland-deutsche», работал редактором «Neues Leben».
– Из моих 85 лет 45 прошли здесь, в Казахстане. Здесь, на моей родине, я состоялся как личность, здесь из обыкновенного учителя я стал директором школы, – говорит Владимир Андреевич. – Немцы, попавшие в Казахстан, благодарны этой земле, людям за помощь в трудную минуту. Они спасли немцев как народ. Я люблю казахов как братьев. Время уходит, истории забываются. Чтобы люди помнили своё прошлое, я начал писать книги.
Владимир Андреевич собрал и систематизировал бесценный исторический материал в своих книгах серии «Известные немцы Казахстана». Юбиляр подарил районной библиотеке книги «Эрвин Госсен. Судьба и призвание» и «Борис Раушенбах – немец российский» со своей личной подписью. Ещё семь экземпляров были подарены родственникам репрессированных – участникам встречи.
Ульяна ЗЕРКАЛИЙ,
библиограф ЦРБ, г. Тобыл
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.